Упражнения на координацию движений рук. Упражнения на координацию движений

Упражнения на координацию движений рук. Упражнения на координацию движений

Упражнения на координацию

КУВЫРКИ ВПЕРЕД

Выполнение: следить за плотной группировкой.

Задача: разминка, координация движений.

КУВЫРОК ВПЕРЕД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ

Выполнение: во время прыжка полностью разогнуть ноги, руки прямые - расстояние между ладонями 15-10 см.

Задача: координация движений с динамической нагрузкой.

Все кувырки необходимо выполнять на специальных матах. При этом требуется убрать все лишние предметы, о которые можно удариться.

КУВЫРОК ВПЕРЕД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ (с поворотом на 180 градусов) - КУВЫРОК НАЗАД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ (с поворотом на 180 градусов).


Задача: координация с динамическими движениями, постановка поворота из положения стоя.

КУВЫРКИ НАЗАД

Выполнение: быстрый упор рук под плечи, можно делать не группируясь.

Задача: координация движений при движении назад.

Общеобразовательные упражнения

1. Комплекс упражнений для развития координации движений, который можно использовать в качестве разминочного для последующих более ресурсоемких упражнений. Также эти упражнения можно использовать для ежедневной утренней зарядки.


Эти упражнения необходимо выполнять в начале тренировки с целью разогрева мышц и суставов конечностей для осуществления более трудных динамических упражнений. Для увеличения координационного эффекта можно на время выполнения упражнений закрыть глаза.

В развитии координации также важны и некоторые другие принципы:

Отсутствие вредных привычек - курение, злоупотребление алкоголем;

Регулярные спортивные занятия (командные виды спорта, бодибилдинг и фитнес, легкая атлетика, единоборства и борьба, лыжи, коньки).

Регулярный ночной сон (7-9 часов в сутки);

Регулярное, рациональное питание (3-5 раз в день).

  • 1. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой - горизонтальные. Упражнения выполняйте на два счета.
  • 2. Вытянутой правой рукой делайте круговые движения, левой - вертикальные взмахи вверх-вниз на два счета.
  • 3. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой вычерчивайте равнобедренный треугольник. Выполняйте на три счета.
  • 4. Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одну руку поворачивайте по часовой стрелке, чуть разгибаясь в локтевом суставе, другую - против часовой стрелки.
  • 5. Правая рука на голове, согнутая левая ладонью повернута к животу, правой рукой делайте движения вверх-вниз, левой - круговые во фронтальной плоскости около живота.

И ещё несколько простых упражнений

Стоя на одной ноге в течение одной минуты, нужно сохранять равновесие. Руки лучше развести в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. При совершенствовании навыка координации можно закрывать глаза.

Упражнение с мячом . Стоя напротив стены или двери на одной ноге, нужно кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит от поверхности. Смотреть нужно только на мяч, чтобы тело получало навык удерживать равновесие.

Прыжки . Стоя на одной ноге, нужно подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание - приземление в исходную позицию. Упражнение выполняется в течение нескольких минут

От координации движений и ловкости зависит точность перемещения тела человека в пространстве и совершения движений руками, ногами или пальцами относительно команд, поступающих от головного мозга. Эти навыки начинают развиваться еще в детстве, но этому можно поспособствовать.

Простые действия, улучшающие координацию

Для развития координации движений есть физические упражнения, но дополнительно можно выполнять несложные действия даже в повседневной жизни. К примеру, при поездках в общественном транспорте учитесь сохранять равновесие без поручней, но не отходите от них слишком далеко и будьте готовы себя подстраховать. И никогда не упускайте возможность побегать с ребенком или поиграть с ним в активные игры.

Упражнения для развития координации и ловкости рекомендуется выполнять ежедневно, уделяя занятиям по 15-20 минут. Ниже мы рассмотрим более 10 упражнений на координацию, среди которых вы сможете выбрать несколько подходящих. Начинайте с простых, но постепенно усложняйте себе задачу. Наши упражнения на координацию предназначены для развития ловкости рук, ног или всего тела.

Тренировка координации рук

Для выполнения первого упражнения необходимо расположить ладонь одной руки возле головы, а вторую держать напротив живота (примерно на удалении 10 см). Затем первой рукой нужно дотронуться до головы, а второй начать описывать круги вокруг живота. Поначалу эти простые движения руками могут даваться вам с большим трудом, но постепенно вы натренируете ловкость и координацию, и сможете обеими руками выполнять разные действия.

Следующее упражнение для развития ловкости и координации рук, подходящее для взрослых и детей, предполагает вращение рук в разных направлениях. Кистями при этом нужно касаться к плечам, выполняя кругообразные движения локтями. Вам наверняка знакомо это разминочное упражнение еще со школы. Попробуйте выполнить одновременно 10-15 вращений локтями в разные стороны: одним по часовой стрелке, а другим против. Это не так просто, как кажется, но при помощи этих движений вы сможете развить не только координацию, но и ловкость.

Еще одно интересное упражнение на ловкость и моторику рук предполагает описывание разных фигур в воздухе. Вытяните обе конечности вперед перед собой и начните левой рукой описывать одну геометрическую фигуру (например, круг), а правой другую (например, квадрат). Поначалу эти упражнения покажутся вам невыполнимыми, но регулярная тренировка помогает развить свои навыки до нового уровня.

Среди более сложных упражнений на развитие ловкости с координацией выделяют жонглирование. Возьмите по шарику в обе руки и начните их попеременно подбрасывать вверх и ловить: правая рука побрасывает, и она же ловит, и так же с левой. Затем упражнение на ловкость можно усложнить: левая рука подкидывает, а правой нужно ловить, и наоборот. Далее можно добавить еще третий мячик и начать учиться жонглированию. Этому непросто научиться, но при регулярных тренировках вы быстро улучшите свои навыки.

Упражнения на координацию и ловкость ног

Особенно важна координация и ловкость ног для футболистов, которые на тренировках выполняют специальные упражнения для развития этих навыков. С их помощью вы научитесь не только сохранять равновесие, но и выполнять самые сложные и быстрые движения ногами.

Первое упражнение - это всем известные еще с детства классики. Можете начертить на земле ячейки, купить специальную фитнес-лестницу или зрительно распределить пол на несколько квадратов. Для начала вам нужно встать на две ноги, расставленные примерно на ширину плеч, а затем сделать прыжок вперед и приземлиться на одну ногу (например, левую). Далее отталкиваемся и приземляемся впереди снова на обе ноги, а со следующим прыжком приземляемся уже на правую стопу. И так продолжаем, выполняя с каждым разом упражнение все быстрее и быстрее.

Далее переключаемся на более сложные прыжки, начиная вновь с постановки ног на ширине плеч, а затем делаем два шажка обеими ногами вперед. Далее левой ногой шагаем вперед и влево, а правой вперед и вправо, а затем левой вперед вправо и правой вперед влево (вернетесь к постановке стоп на ширине плеч), и так далее по кругу.

Вышеописанные упражнение хорошо подходят для развития ловкости, но если хотите сделать упор именно на координацию, попробуйте следующее: сядьте на края стула или дивана и вытяните ноги вперед в воздухе. Начните одной ногой выполнять движения вверх-вниз, а другой влево вправо. После этого усложните себе задачу обведением разных геометрических фигур.

Развитие общей координации

Теперь рассмотрим 5 гимнастических упражнений на развитие координации всего тела, при выполнении которых вам не потребуется специальное оборудование:

  • Становимся на одну ногу, разводим руки в стороны и поддерживаем равновесие. Если легко справитесь с этой задачей, попробуйте.
  • Стоя на одной ноге, подпрыгните и приземлитесь на другую, и затем наоборот.
  • Можно выполнять упражнение для координации с мячом: встаньте напротив стены на одной ноге и начните кидать в нее мяч, а после отскакивания ловите его и бросайте снова.
  • Встаньте, скрестив руки и ноги, а затем в прыжке поменяйте их местами и приземлитесь, а затем повторите.
  • Ровно встаньте и одну согнутую в колене ногу отведите в сторону, а на другой поднимитесь на носочек. Поднятую ногу плавно верните на пол и сделайте аналогичное движение в обратную сторону.

Как развить ловкость и координацию у детей?

Описанный комплекс подходит взрослым людям и подросткам, а детям младшего возраста и дошкольникам подойдут другие тренировки. Начинать развивать ловкость и координацию лучше именно с малых лет, так как дети легче поддаются тренировкам.

В возрасте 2-3 лет у детей минимальный двигательный опыт и координация плохо развита, поэтому первые упражнения должны быть максимально простыми:

  • ходьба по линии;
  • перешагивания через какой-нибудь предмет;
  • приседания;
  • наклоны в разные стороны.

В 3-4 годика ребенку для развития ловкости и координации можно начать ходить с ним по бревну или бордюру, увить его залезать и слезать со скамейки, быстро обходить разные препятствия и бегать змейкой. Но не забывайте страховать своего малыша, чтобы ребенок не травмировался.

Для дошкольников возрастом 5-6 лет нужны более сложные упражнения, развивающие общую координацию и мелкую моторику. Попросите ребенка встать, закрыть глаза, вытянуть руку вперед и затем дотронуться указательным пальцем до носа. Также продолжайте ходить с малышом по бревнам, скамейкам и бордюрам, учите подниматься и спускаться по лестницам, но усложняйте задачу подъемом рук над головой, складыванием их на груди или вытягиванием в стороны.

Упражнения для школьников в 7-8 лет на координацию и ловкость еще более сложны в выполнении. Например, при ходьбе по бревну или бордюру попросите ребенка сесть на корточки и развернуться кругом. Каждая тренировка для ребенка должна быть, как своеобразная игра, поэтому старайтесь увлекать его и заинтересовывать. Можете добавлять несложные упражнения, предназначенные для взрослых, которые были описаны выше.

Как развивается зрительно-моторная координация?

Для развития зрительно-моторной координации у детей дошкольников или школьников тоже можно использовать специальные упражнения. Плохая моторика вызывает у ребенка сложности при обведении фигур, рисовании картинок по образцу и выполнении других несложных задач. Из-за этого снижается работоспособность малыша и ему труднее научиться письму.

Для развития координации зрительных и моторных функций у школьников начальных классов или дошкольников можно выполнять следующие несложные упражнения:

  • срисовывать геометрические фигуры и более сложные предметы;
  • дорисовывать картинки;
  • обводить изображения по контурам;
  • штриховать изображения в пределах границ контура;
  • брать мелкие предметы, используя указательный и большой палец, указательный и средний, большой и мизинец.

Постепенно навыки ребенка натренируются, и его координация с ловкостью будут заметно улучшены.

Итак, представим, что вы уже научились управлять своим дыханием, правильно выстраивать части тела, создавать сильный центр и выделять стабилизирующие мышцы. Теперь самое время научиться применять эти навыки при выполнении движений. Сначала вам будет достаточно трудно, но потом вы привыкните делать это автоматически, как если бы вы просто крутили педали велосипеда. Процесс освоения этой координации станет для вас и тренировкой возможностей разума и тела, так как он способствует двустороннему взаимодействию между мозгом и мышцами. Это упражнение можно назвать «разум – тело».

Первые занятия включают в себя, в основном, простые движения. В дальнейшем комбинации усложняются. Ваши «естественные» движения восстанавливаются через осмысленное повторение «разумных» движений.

Умение координировать движения зависит от способности сосредотачивать внимание. Необходимо понимать, какое движение вам надо осуществить и какое движение вы делаете. Метод управления телом поможет развить «кинестетическое чувство».

В координации движений важны сенсорные нервы, которые посылают в мозг сообщения для принятия решений. На основе этих решений мы делаем те или иные движения. Сенсорные нервы могут устанавливать, какое положение в пространстве занимают ваши конечности, что они делают.

В головном мозге человека мозжечок регулирует координацию, управление движениями и осанку. Он не только содержит информацию о том, какое место в пространстве занимает сейчас ваша рука или нога, но и о том, где вы были до этого или куда только собираетесь. Представьте такую ситуацию: вы становитесь на эскалатор и делаете шаг вперёд. При этом ваш мозг учитывает движения эскалатора. Но, если допустить, что он вдруг не движется, вы потеряете равновесие.

Если человек хочет развить кинестетическое чувство, то должен следить за теми сообщениями, которые посылают сенсорные нервы. При этом важно правильно их понять. В таком случае центральная нервная система сможет выбрать наиболее подходящую комбинацию мышц для осуществления какого-либо действия.
На первых занятиях может что-то не получаться. Но со временем придёт и правильность выполнения движений. Таким образом, разработка каналов связи между умом и телом крайне важна. Следует добавить, что этот процесс важен не только в выполнении упражнений, но и в обычной жизни.

Часто многим людям, начинающим изучать метод Пилатеса, кажется, что их конечности обладают своим собственным разумом. Например, они думают, что их нога подогнута, но, в действительности, она вытянута! Со временем, занимаясь по методу Пилатеса, люди учатся контролировать своё тело. Сначала кажется, что это невозможно, инструкции кажутся достаточно сложными, ведь нужно думать о многих вещах одновременно. Например, нужно одновременно поднимать ногу, выгибать спину, подгибать ногу и вытягивать шею. К счастью, координации движений можно научиться.

Дополнительные движения

Исходное положение
- Примите позицию релаксации. При этом таз должен занять нейтральное положение, а копчик прижат к полу и вытянут.

Действие
1.
Сделайте подготовительный вдох.

2. Делая выдох, втяните в себя живот, «застегнитесь», а затем выпрямляйте одну ногу, скользя ею по полу. При этом низ живота остаётся подтянутым, таз – неподвижным и занимает нейтральное положение.

3. Делая вдох нижней частью грудной клетки, продолжайте подтягивать живот, затем снова согните ногу. Если у вас ещё не получается удерживать сильный центр при вдохе, сделайте лишний вдох и согните ногу на выдохе.

Повторите это движение по 5 раз каждой ногой.
Следует добавить, что сильный центр необходимо удерживать и при движении рук.

Исходное положение
- Позиция релаксации.

Руки вытяните вдоль туловища.

Действие
1. Подготовка к движению: вдыхая, наполните воздухом нижнюю часть грудной клетки.

2. Делая выдох, постарайтесь «застегнуться и подтянуться». Занесите руку назад так, чтобы вы коснулись ею пола рядом с головой.
При этом вам не нужно прилагать силу. Рука, согнутая в локте, должна оставаться расслабленной и находится на расстоянии от туловища. Лопатки опущены. Рёбра находятся в неподвижном состоянии. Спина не должна выгибаться.

3. Вдыхая, верните руку в первоначальное положение.

4. Теперь сделайте это движение другой рукой.

Повторите движение 5 раз каждой рукой.

Не каждый человек может достать рукой пол за головой, не выгибая при этом верхнюю часть спины. Но не стоит слишком усердствовать. Главное, чтобы спина была ровной.

Теперь перейдем к следующему этапу. Нам необходимо научиться координировать движения разноименных конечностей. Вы уже осваивали эту последовательность движений в глубоком детстве – когда учились ползать. Это способствовало налаживанию связи между левым и правым полушариями мозга. Ползать вы скорее всего уже умеете! Но стоит заметить, что это неврологическое упражнение принесёт пользу и взрослым, тем более, что оно намного сложнее, чем кажется.

Координация движений рук и ног

Действие
1. Вдохните.

2. Делая выдох, «застегнитесь и подтянитесь». При этом выпрямляйте правую ногу, скользя ею по полу, и в то же время заносите правую руку назад, как будто вы плывёте на спине. Таз должен быть абсолютно неподвижным и нейтральным, мышцы живота мобилизованы. Постарайтесь сохранять ощущение открытости и широты в верхней части туловища и плечах. Лопатки опущены.

3. Делая вдох, сохраняйте живот и промежность подтянутыми. Верните ноги и руки в исходное положение.

Повторите это упражнение 5 раз, меняя руки и ноги.

На первый взгляд кажется, что эти упражнения достаточно легки. Но следует помнить, что они требуют высокого уровня концентрации внимания, а также навыка. Делая эти движения, вы, по сути, учитесь чувствовать своё тело. Не пропускайте их, иначе в дальнейшем вам будет сложно справиться с более трудными заданиями.

Зрительно-моторная координация, также известная, как координация в системе "глаз-рука", визомоторная или глазо-ручная координация - это способность, с помощью которой мы можем одновременно использовать глаза и руки при выполнении действий . Мы используем информацию, полученную при помощи глаз (зрительное восприятие пространства), для координации движений наших рук.

  • Мы используем глаза, чтобы направлять внимание и помогать мозгу определять местоположение тела в пространстве (проприоцепция).
  • Мы используем руки, чтобы на основе зрительной информации выполнять определённую задачу одновременно и скоординированно.

Зрительно-моторная координация является сложной когнитивной способностью, особенно важной для нормального развития ребёнка и его обучения в школе. Однако и в жизни взрослых координация в системе "глаз-рука" играет не менее важную роль. С помощью зрительно-моторной координации мы осуществляем согласованные действия рук и глаз.

В нашей повседневной жизни мы используем визомоторную координацию практически постоянно, поэтому так важно её улучшать и тренировать . Как правило, для коррекции наших движений и поведений мы используем зрительную информацию. Данная когнитивная способность очень важна.

Примеры зрительно-моторной координации

  • Делая записи на бумаге, мы используем глазоручную координацию. Во время письма наши глаза информируют нас о позиции руки и качестве написанного. На основе этой информации мы создаём различные моторные программы с целью коррекции проблем, которые могли возникнуть в ходе предыдущей моторной программы (обратная связь). Это последовательность очень быстрых и точных моторных актов, поэтому она требует определенных способностей и тренировки.
  • Нечто похожее на предыдущий пример происходит при наборе текста на компьютере. Типы движений, используемые для производства букв, будут различны, но в равной степени используется визуальная информация (оценка, хорошо или плохо написан текст), чтобы направлять движения рук или исправлять ошибки.
  • При вождении автомобиля мы постоянно применяем зрительно-моторную координацию, координируя наши движения за рулем в соответствии с визуальной информацией, которая нас окружает.
  • Когда мы занимаемся спортом, мы координируем то, что видят наши глаза, с движениями тела. В зависимости от вида спорта, будет доминировать зрительно-мануальная (баскетбол, теннис, бейсбол) или зрительно-ножная координация (футбол, лёгкая атлетика). Тем не менее, почти в каждом виде спорта требуется координация зрения с большинством мышечных групп, поэтому можно отнести эти случаи к примерам зрительно-моторной координации в целом.
  • Когда мы пытаемся вставить ключ в замок, мы используем зрительно-моторную координацию. К подобным примерам можно отнести ситуации, когда мы пытаемся вставить карту в банкомат, или когда ребенок играет с конструктором.

Патологии, связанные с дефицитом зрительно-моторной координации

Прежде всего, следует учитывать, что зрительно-моторная координация может давать сбои, даже если зрение или глаза человека не повреждены , а также делать ошибки, несмотря на то, что мышцы или контроль моторики функционируют корректно. Если на приёме у окулиста ребенку сказали, что у него хорошее зрение, это не исключает наличия проблем со зрительно-моторной координацией. Прямое нарушение зрительно-моторной координации повлияет только на способность совместной работы визуальной и двигательных систем.

Кроме того, любое нарушение визуальных или моторных систем может значительно ухудшить координацию рук и глаз. Патологии зрения и мускулатуры, такие как косоглазие, амблиопия, мышечная гипотония, постуральный дисбаланс или перекрестная латерализация, могут вызывать проблемы с этой когнитивной способностью. Кроме того, травмы головного мозга, которые затрагивают области, отвечающие за моторику или восприятие, могут вызывать нарушения визомоторной координации.

Проблемы со зрительно-моторной координацией могут негативно повлиять на множество видов деятельности. Это может выражаться в нарушениях развития, в трудностях при обучении в целом (проблемы в обучении грамотности или в спорте), в учёбе в школе или университете (если учащийся делает в записях много ошибок, его внимание на занятиях становится более рассеянным), в в проблемах в профессиональных областях (если сотрудник имеет трудности с набором текста на компьютере или сборкой деталей, эффективность его работы снижается) и в проблемах в нашей повседневной жизни (от того, чтобы поднести ложку ко рту или шить до вождения автомобиля).

Как измерить и оценить зрительно-моторную координацию?

Зрительно-моторная координация является основой многих моделей поведения нашей повседневной жизни. Адекватное поведение в нашей обычной среде предполагает наличие корректной визомоторной координации. Таким образом, оценка этой когнитивной способности может быть очень полезна в различных областях жизни: в школах (чтобы знать, какой ребенок будет иметь больше трудностей при письме или выполнении задач, связанных с успеваемостью), в медицине (чтобы знать, сможет ли пациент управлять автомобилем или даже есть без посторонней помощи), или в профессиональных областях (особенно для видов работ, где визомоторная координация наиболее важна, хотя даже для эффективной работы в офисе хорошая координация в системе "глаз-рука" также необходима).

Задания, которые предлагает CogniFit ("КогниФит") для оценки этой когнитивной способности основаны на классических тестах: Висконсинском Тесте Сортировки Карточек (WCST), Тесте Вариабельности Внимания (TOVA), Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT) и тесте Струпа. Благодаря деятельности, направленной на координацию движений, которые связывают руки и зрительное сопровождение с объектом, выполняется надежная оценка нервно-мышечных способностей пользователя. Необходимо синхронизировать действие мышц, которые вызывают движение руки, чтобы задать подходящую скорость и интенсивность. Помимо измерения зрительно-моторной координации, программа также оценивает когнитивную гибкость, распределённое внимание и мониторинг.

  • : в этом тесте на экране появится мяч в движении. Цель будет заключаться в координации указателя с движением шара настолько точно, насколько это возможно, следуя его траектории.
  • : необходимо следить за движением белого шара и читать слова, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, следует дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этой задаче важно быть готовым к смене стратегий, новым типам ответов и одновременно управлять способностями контроля и зрения.
  • : необходимо с помощью стрелки следовать за мячом, который движется по всему экрану. Важно не выходить за его границы. Это потребует мануального и визуального отслеживания мяча.
  • : на экране появится синий прямоугольник. Нужно нажимать на него так быстро, как только возможно, удерживаясь в центре прямоугольника. Чем больше раз вы на него нажмёте за отведённое время, тем лучше будет результат.
  • : на экране появятся много объектов. Нужно нажать на объекты-цели так быстро, как только это возможно, избегая прочие.

Как восстановить или улучшить зрительно-моторную координацию?

Зрительно-моторную координацию можно тренировать и улучшать, как и другие когнитивные способности. CogniFit ("КогниФит") даёт вам возможность делать это профессионально.

Реабилитация координации в системе "глаз-рука" основана на . CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений, направленных на решение проблем зрительно-моторной координации и восстановление других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании функций, которые от них зависят. Поэтому, если регулярно тренировать зрительно-моторную координацию, будут укрепляться соединения структур мозга, участвующие в этой способности. Поэтому при необходимости координировать любое действие с участием глаз и рук нейронные связи будут работать быстрее и эффективнее, улучшая процесс выполнения задачи.

CogniFit ("КогниФит") состоит из команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы для когнитивной стимуляции , которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки зрительно-моторной координации и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает вам персональный режим когнитивных тренировок с целью укрепления визомоторной координации и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, в этом нуждаются.

Правильные и регулярные тренировки имеют важное значение для улучшения визомоторной координации. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты для оценки и реабилитации этой когнитивной способности. Для корректной тренировки требуется уделять 15 минут день два или три раза в неделю.

Работа над моторикой пальцев рук важна для развития речи детей, особенно в раннем возрасте. Данная проблема хорошо освещена в литературе. Право на выбор упражнений, направленных на развитие тонкой моторики пальцев рук с использованием стихотворных текстов, остается за каждым педагогом. Важно подобрать такие игровые задания, которые будут способствовать выработке четких координированных движений в сочетании с речью, формированию навыков выражать при помощи интонации и мимики различные эмоции. Желательно, чтобы тексты были насыщены автоматизируемым звуком или связаны с изучаемой лексической темой. Например, потешка «Мы делили апельсин...» подходит для закрепления звука [л].

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежат,

Эта долька - для ужат,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда.

Разбегайтесь кто куда!

Массаж или самомассаж

Массаж эффективен в преодолении дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии и может быть направлен на исправление широкой группы артикуляционных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу. Он позволяет достаточно быстро нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе, координировать тонкие артикуляционные движения, устранить дисплазии, вызванные легкими парезами. Массаж входит в комплексную методико-педагогическую систему преодоления вышеперечисленных нарушений и может осуществляться врачом, логопедом или медицинской сестрой. В ряде случаев, некоторые приемы массажа дети могут выполнять самостоятельно (самомассаж). Приемы массажа и методики его применения описаны в многочисленных пособиях (Блыскина, Ковшиков, 1995; Новикова, 2000; и др.).

Мимические упражнения

Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Можно предложить ребенку помочь себе пальцами приподнять брови, удерживать правый глаз открытым, в то время как закрывается левый глаз. Движения сопровождаются речью:

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.

Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.

Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).

Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:

    мимические упражнения;

    упражнения для губ;

    упражнения для языка;

    фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, например укладывание языка на дно ротовой полости «дорожкой», упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.

Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.

Для некоторых детей даже широкое открывание рта и удерживание его в таком положении - трудное задание, которое требует многократных повторений. Это упражнение можно назвать по-разному: «Рыбка открывает рот и ловит корм», «Крокодил широко открыл рот», «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот» (С. Маршак), «Язычок отдыхает на диване», «Поздороваемся с маленьким язычком» и т. д.

Работу по развитию речевой моторики целесообразно начать с произношения гласных звуков, так как на их основе формируются артикуляционные позиции для некоторых согласных звуков, кроме того, они способствуют выработке речевого дыхания и развитию голосовых возможностей ребенка.

Использование в качестве опоры гласных и согласных звуков, основанных на непроизвольных движениях, достигается в игровых ситуациях: «На приеме у доктора Айболита» (покажем Айболиту горлышко и скажем: «А-а-а-а»), «Плачет малыш» (а-а-а-а-а ), «Хочется спать» (зевание), «Малыш просит у мамы кушать» (произноситсяам - рот широко открыт), «Малыш кашляет», «Бельчонок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся гласные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса).

Одновременно с гласными звуками используются и сохранные согласные звуки раннего генезиса ([м], [н], [п], [б], [к], [г], [в], [ф]).

Далее используются звуки [и], [т], звукосочетания йа, йо, йу, йэ; звукоподражания: «Ослик кричит:иа, иа», «Веселые дети смеются:хи-хи-хи», «Разговор зверят:ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те», игра «Я - не я». Например, логопед говорит: «Я люблю читать книжки. Я люблю рвать книжки». В ответ дети произносят «И я» или «Не я».

«Песенки» птиц, «разговоры» зверей и игрушек, в которых дети произносят звуки [и], [й], [т], служат базой для формирования артикуляционной позиции звука [с]: кончик языка опущен и лежит за нижними зубами, посередине языка проходит узкая щель.

Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции. С этой целью можно применить следующие задания и игровые приемы:

Произнесение гласных звуков и слогов в сочетании с ходьбой на месте, наклонами в стороны, подниманием и опусканием рук, головы и т. д.;

Произнесение звуков и слогов с выражением эмоций: сердимся, ругаемся - миримся, печалимся - радуемся и др.;

Произнесение гласных звуков и слоговых сочетаний с движением указательного пальца по волнистым и ломаным линиям, по кругу и спирали, нарисованным на листе бумаги.

Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний - развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.

Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.

Движения языка слева направо («маятник») можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка плывет и шевелит хвостиком», «дверь или форточка открывается и закрывается», «волны бьются о берег», «качаются ветви деревьев» и др.

Для формирования артикуляционных позиций - широкая и узкая «трубочка» - используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки или обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми - колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка или свинки» и др.

Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки - подосиновики, сыроежки, моховики, маслята и др. - собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. В другом случае грибы собираются для мамы, для бабушки или для грибного супа.

Упражнение «Надувание обеих щек» преподносится по-разному: «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «толстощекий малыш», «толстомордый медвежонок», «колобок», «спрячем яблоки за щечки», «щечки-мячики» и др.

С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». В ней используются следующие игровые упражнения: «машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот приоткрыт), «машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята), «повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо), «машина подъехала к высокой горе» (кончик языка приподнят к верхним зубам), «машина объезжает гору» (круговые движения языка под верхней и нижней губами), «машина подъехала к яме» (язычок «чашечкой»), «заглох мотор» (произношение звука т-т-т-т-т ), «заведем мотор» (произнесение звукад-д-д-д и звукосочетанийдж-дж-дж-дж ), «прокололась камера» (произношение звукаш-ш-ш-ш-ш ), «заклеим камеру» (круговые движения языка по верхней и нижней губе), «накачаем насосом камеру» (произносится звукс-с-с-с-с-с ).

Не менее интересен для детей сюжет «Птенчики и мама-птица». Дети вытягивают губы вперед узкой трубочкой, показывая, какое маленькое яйцо снесла сойка. Ворона снесла большое яйцо (вытягивают губы широкой трубочкой). Птенчик пробивает клювом скорлупу (стучат языком по бугоркам, произнося звуки т-т-т-т-т, д-д-д-д-д ). Птенчики широко открывают рты-клювики (просят пищу), делают языки «чашечкой» (приготовились получить пищу) и др. После этого учатся петь (используются простые звукосочетания - подражание пению разных птиц).

Любую пластмассовую коробочку можно превратить в соковыжималку. Поставив в коробочку картинку с изображением фруктов или ягод, ребенок нажимает на «кнопку», произнося звуки т-т-т-т, д-д-д-д, т-д-т-д-т-д, джжжжж. Предложив ребенку сделать язык «чашечкой», логопед имитирует действие - наливает в нее сок. Эта игровая ситуация способствует отработке язычно-альвеолярной схемы (удерживанию языка у альвеолярного отростка) и помогает детям практически использовать в речи относительные прилагательные (яблочный, сливовый, виноградный ). В «чашечку» «наливается» чай, морс, компот, кофе, «Фанта», какао и другие напитки, употребление этих слов-названий способствует развитию пассивного словаря. Вместо словачашечка можно использовать словоплошка. В «плошку» наливаем молоко для котенка, суп для щенка. Та же позиция языка может носить названия «ковш экскаватора», «лепесток розы», «цветок кувшинки», «вагончик на рельсах». Упражнение «чашечка» многократно обыгрывается в различных ситуациях. Например, на первых занятиях дети «лепят чашечку из глины». Глиняная чашечка неглубокая, с утолщенными краями, что характерно для положения языка на первом этапе работы над этим упражнением. Затем можно «лепить фаянсовую и фарфоровую чашечку», у таких чашек края тонкие.

Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой. На примере двух занятий показан принцип их построения.

просмотров