Упражнения в висах и упорах. Особенности упражнений в висах и упорах и их практическое применение Определение висов и упоров
1.Энергичное, с силой сжимание кисти в кулак и разгибание пальцев.
2.Сжимание пальцами резинового мяча или кистевого эспандера.
3.Круговые движения кистями при различных положениях рук: вниз, вперед, в стороны, вверх.
4.В паре, соединив пальцы в замок, поочередное, с силой, оказывая сопротивление, сгибание и разгибание кистей.
5.То же самостоятельно, соединив пальцы в замок.
6.Перетягивание в парах, держась руками за гимнастическую палку (кисти партнеров соприкасаются).Перетягивание в парах в обоюдном хвате согнутыми пальцами.
7.В паре выкручивание и вырывание гимнастической палки.
8.Из положения стоя лицом к стене, руки вперед, ладонями книзу (расстояние от кончиков пальцев до стены 15-30 см) падение вперед и отталкивание от стены прямыми руками, акцентируя внимание на движении кистей.На гимнастической стенке (см. рисунок на с. 14).
9.Стоя спиной к стенке, в полуприседе, хват прямыми руками над головой - провисая, шаг вперед, оттягиваясь от стенки (смотреть прямо). Выполнять поочередно правой и левой ногой.
10. Из широкой стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне плеч - поочередные приседания на левой и правой ноге, провисая в плечевых суставах и выпрямляя тело при вставании.
11.Из стойки на седьмой-восьмой рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне пояса - пружинящие приседания поочередно на левой и правой ноге, опуская другую вниз и провисая.
12.Из стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват руками на уровне груди, отклонившись прямым телом назад (вис стоя) - наклоняясь вперед и провисая, принять положение виса стоя согнувшись. То же, отводя назад поочередно правую или левую ногу и оттягиваясь от стенки.
13.В висе спиной к стенке сгибание ног вперед, постепенно увеличивая амплитуду движения до касания коленями груди.
14.В висе спиной к стенке поднимание прямых ног вперед и вверх, постепенно увеличивая амплитуду движений до касания носками стенки над головой.
15.Из виса стоя сзади согнувшись, спиной к стенке, толчком ног переход в вис прогнувшись, То же медленно, силой.
16.Стоя спиной к стенке, хват руками за головой - опуститься в вис, выпрямив ноги вперед до касания пятками пола и, отталкиваясь спиной и прогибаясь, встать, оттягиваясь от стенки.
17.Из виса спиной к стенке махом ног вперед соскок. Постепенно увеличивать высоту виса и дальность соскока.
18.Из виса лицом к стенке махом ног назад соскок.
19.В висе спиной к стенке махи ногами вправо и влево, постепенно увеличивая их амплитуду.
20.Из виса на согнутых руках, лицом к стенке, медленное опускание в вис, вытягиваясь «в струнку» и провисая. И. п. принимать, переступая по рейкам.
На гимнастических палках, шестах, которые держат товарищи, на жердях брусьев, низкой перекладине или подобных снарядах.
21.В висе лежа подтягивание, сохраняя прямое положение тела. То же в висе лежа согнувшись.
Основное упражнение - размахивание в висе, которое является в дальнейшем «фоновым» действием для других элементов на перекладине и брусьях разной высоты, ио сохранит свое полезное значение для укрепления мышц и суставов рук и плечевого пояса,- должно выполняться постоянно в любых условиях и на различных снарядах (на которых можно выполнить вис) как в школе (в зале, на площадке), так и дома.
22. Комплекс бубновский гимнастика . (Применять как средсто профоликтики при нагрузках на костно-мышечную систему.)
23.На низком снаряде размахивание в висе с согнутыми ногами - соскок махом назад (с 1 класса). То же соскок махом вперед (с 1 класса).
24.На высоком снаряде размахивание изгибами (с 3 класса). Размахивание в висе - соскоки махом вперед и махом назад (для мальчиков с 6 класса). Движения должны быть собран-ными, но свободными, без напряжения, провисая «в струнку», держа голову прямо и делая подхлесты прямыми ногами по ходу маха, во время притормаживания их.
25. Подтягивание с помощью и самостоятельно (для мальчиков).
Учащиеся I класса осваивают лазанье по наклонно поставленной скамейке, по гимнастической стенке, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье и перелезание связаны с преодолением препятствий и имеют прикладное значение. Упражнения в лазанье и перелезаний - это активные двигательные действия, при выполнении которых в работу включаются все звенья двигательного аппарата. Кроме того, обеспечивается общее физическое воздействие на большое количество мышечных групп, что важно для развития силы, скоростной силы и ловкости, а также воспитания смелости и уверенности в своих действиях. Наличие большого разнообразия приемов в лазанье по различным гимнастическим снарядам (наклонно поставленным гимнастическим скамейкам, гимнастической стенке, канатам, шестам), перелезание через гимнастическое бревно, коня, горку матов делают эти упражнения доступными для Учащихся всех возрастных групп. На занятиях основной гимнастикой в младших классах упражнения в лазанье проводятся в
смешанных упорах и висах. Лазанье в смешанных упорах и висах гораздо легче, нежели на одних руках, так как при выполнении лазанья в смешанных висах в работе принимают участие руки, ноги и мышцы туловища. Учитывая трудность упражнений в лазании, необходимо проводить их, начиная с простых приемов, таких как лазание по наклонно поставленным гимнастическим скамейкам, гимнастической стенке, наклонно и горизонтально подвешенным канатам, а затем уже переходить к изучению приемов лазания по вертикальному канату.
Лазанье по наклонно поставленным скамейкам
Техника выполнения. Лазанье в I классе осуществляется по наклонно поставленным скамейкам под углом 30° в упоре присев и стоя на коленях одноименным (движение левой ногой сочетается с движением левой рукой или правой ногой и правой рукой) и разноименным (движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот) способами (рис. 115).
Последовательность обучения.
Выполнять на полу положения упор присев и упор стоя на коленях.
То же, но на гимнастических скамейках, поставленных параллельно друг другу. Ученики по 5-8 человек выстраиваются у каждой скамейки лицом к ней на равном расстоянии друг от друга. По команде учителя садятся верхом на нее, захватывают руками края скамейки и, опираясь на руки, ставят поочередно ноги на скамейку, принимая положения упора присев и упора стоя на коленях (повторять каждое положение 2-3 раза). Упражнения выполняются фронтально всем классом.
Лазанье по горизонтальным скамейкам в упоре присев одноименным способом. Учащиеся выстраиваются в колонне по одному к узкой стороне каждой из 4-5 скамеек. По распоряже-
нию учителя ученики, стоящие первыми в колоннах, опираются руками о края скамейки и начинают передвигаться. Как только первые ученики продвинутся на 1-2 м вперед, лазанье начинают вторые и так далее поточным способом. Ученик, окончивший упражнение, встает сзади своей колонны.
То же разноименным способом.
То же, что и упражнения 3, 4, но в упоре стоя на коленях.
То же, что и упражнения 3, 4, 5, но по наклонно поставленным под углом 30° скамейкам. Для выполнения этих упражнений необходимо к скамейкам укрепить крючки для подвешивания их к гимнастической стенке.
Типичные ошибки: неправильная координация движений руками и ногами.
После освоения лазанья по скамейкам в упоре присев и упоре стоя можно начинать подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, которое является подводящим упражнением для подтягивания из виса лежа и виса. Упражнение начинается из положения лежа на животе на одном из концов скамейки, головой к ее противоположному концу. Руками взяться подальше за края скамейки и, сгибая руки, подтянуть туловище к рукам, затем сделать перехват руками вперед и снова подтянуть туловище. Таким образом дойти до конца скамейки и закончить упражнение. Выполнять поточным способом на 4-6 скамейках.
Лазанье по гимнастической стенке
Техника выполнения. По гимнастической стенке, так же как и по гимнастическим скамейкам, выполняется лазанье вверх и вниз одноименным (рис. 116, а) и разноименным (рис. 116, б) способами, а также влево и вправо приставными шагами. При лазанье смотреть на место перехвата рук.
Последовательность обучения.
Произвольное лазанье вверх и вниз.
Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами.
Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одноименным способом.
Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом.
Имитация движений рук на полу для лазанья разноименным способом.
Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты.
7. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется при ставными шагами с попеременной перестановкой в сторону од ноименной ноги и руки. Сначала передвигаются стоя на нижней рейке по 2-3 пролетам, затем по всей длине стенки. После это го лазанье выполняется на большей высоте (до 5-6-й рейки).
Перелезание через гимнастическую скамейку и горку матов
Техника выполнения. Основная задача состоит в том, чтобы научить учащихся перелезанию через вертикальные препятст- в вия (гимнастическая скамейка, горка матов). Класс делится на 4-5 колонн. Упражнение выполняется в каждой колонне поочередно, на каждой скамейке по два ученика.
Последовательность обучения.
Стоя боком к гимнастической скамейке, опереться руками на ее края, поочередно поставить ноги на скамейку в упор стоя на коленях и, поочередно переставляя ноги на другую сторону скамейки, закончить упражнение.
То же, но через упор присев.
То же, но перешагнуть вначале одной ногой, затем другой.
Перелезание произвольным способом через две скамейки, стоящие на полу параллельно на расстоянии 30-50 см.
Перелезание произвольным способом через гимнастическую скамейку, укрепленную под углом 30°.
Перелезание произвольным способом через горку матов.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ
Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, процессов.
В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает
упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике. Гимнастическая терминология широко применяется на занятиях не только гимнастикой.
Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.
Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.
Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой.
Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.
Как и в других областях, гимнастическая терминология совершенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в практической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ
От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.
К терминам предъявляются определенные требования:
1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а следовательно, жизненной и устойчиЕОЙ. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.
2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому
овладению им.
3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удоб
ные для произношения. Этому же служат и правила сокращений,
облегчающие наименование и запись упражнений.
|
4.3. ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
4.3.1. Способы образования терминов
Наиболее распространенный способ образования терминов - придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход.
Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).
В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед.
Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор (рис. 1,а), упор на предплечьях (рис. 1, б), упор на руках (рис. 1, в); стойка на лопатках (рис. 1, г), стойка на голове (рис. 1, д), стойка на руках (рис. 1, е) - и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом (рис. 2, а), вис согнувшись (рис. 2, б), вис прогнувшись (рис. 2, в).
Термины маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях (рис. 3, а), подъем разгибом (рис. 3, б), подъем двумя или одной (рис. 3, в).
Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь в художественной гимнастике - от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.
4.3.2. Правила применения терминов
Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производственной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют лишь основные термины ОРУ, дополняя их словами разговорного литературного языка.
Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики необходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений.
Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.
Все термины целесообразно разделить на следующие группы:
1. Общие термины - для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т. п. Например: строевые упражнения, вольные и др.
2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно определять смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.
3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указывающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т. п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчеркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, мягко).
4.3.3.
Правила сокращений (опускание
отдельных обозначений]
В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:
«спереди», «вперед» - при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (например, дугами вперед): при нахождении гимнаста передней стороной тела к опоре (например, горизонтальный вис без слова «спереди»);
указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;
«туловище» - при наклонах;
«нога» - при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставлениях ее на носок;
«поднять», «опустить» - при движении руками или ногами;
«продольно», «поперек» - в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;
«хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);
|
|
|
|
|
«соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;
«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед - махом назад соскок;
«ладони внутрь» - в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;
«ладони книзу» - в положении руки в стороны или влево (вправо);
«дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются движением вперед.
Исходное положение указывается только в начале упражнения.
Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.
ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Исходные положения (и. п.)-стойки* или иные положения, из которых выполняются упражнения.
Стойки: основная стойка (о. с.) соответствует строевой стойке (рис. 4, а). Различают: стойку ноги врозь (рис. 4, б), стойку ноги врозь широкую, узкую, ноги врозь правой (рис. 4, в), скрестную (рис. 4, г), на правом (или левом) колене (рис. 4, д), а также сомкнутую, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.
При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лежа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».
Седы - положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 5, а), сед ноги врозь (рис. 5, б), сед углом (рис. 5, в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 5, г), сед с захватом (рис. 5, д), сед на пятках или на правой пятке (рис. 5, е), на бедре и др.
Присед - положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 6, а), полуприсед (рис. 6, б), круглый присед, полуприсед (рис. 6, в), полуприсед с наклоном (рис. 6, г) и как вариант «старт пловца» (рис. 6, д), полуприсед, присед на правой или левой (рис. 6, е) и др
Вььпад - движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги (рис. 7, а), наклонный выпад (рис. 7, б), выпад вправо с наклоном (рис. 7, в), глубокий выпад (рис 7, г), разноименный выпад (указывается нога и направление выпада). Например, выпад левой вправо (рис 7, д).
Упоры -положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев (рис. 8, а), упор на правом колене (рис. 8, б), то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись (рис. 8, в), упор лежа на предплечьях (рис. 8, г), упор лежа сзади (рис. 8, д) и др.
* Термин «стойка» имеет и другое значение. См. ниже. 32
|
|
|
|
Движения руками и ногами. Различают движения одновременные, поочередные и последовательные, а также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками), симметричные и несимметричные. Они выполняются в основных и про-
межуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется слово «согнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 9, а), согнуть руки в стороны (рис. 9, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 9, в), согнуть правую вперед (рис. 9, г), согнуть правую назад (рис. 9, д), согнуть правую в сторону, то же, но колено в сторону (рис. 9, е).
Исходные положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается, какая сверху), за спину и др.
Направление движения руками и ногами определяется по отношению к туловищу независимо от его положения в пространстве." На рис. 10 показаны движения руками: а - правую вниз, б - правую в сторону-книзу, в - правую в сторону, в, з - руки в стороны, г -правую вверх-наружу, г, ж - руки вверх-наружу, д - правую вверх, д, е - руки вверх, ж - левую вверх-наружу, з - левую в сторону, з, и - руки влево, к - левую в сторону-книзу, л - левую вниз, а, л - руки вниз.
На рис. 11 показаны положения ног (в боковой плоскости): а - вперед на носок, б - вперед-книзу, в - вперед, г - вперед-кверху, д - назад на носок, в - назад-книзу, ж - назад.
Направления движений указаны на рис. 12. В лицевой плоскости: а - книзу, б - кверху, в - внутрь, г, д - наружу. В боковой плоскости: а - вперед, б - книзу, в - кверху, г - вперед д, е - назад. В горизонтальной плоскости: а - внутрь, б - наружу, б - вперед, г - назад, д - вперед, е - назад.
Круг - движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.
Наклон - термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рие. 13, а), наклон прогнувшись (рис. 13, б), полунаклон (рие. 13, в), наклон вперед-книзу (рие. 13, г), наклон назад касаясь (рие. 13, д), наклон в широкой стойке (рис. 13, е), наклон с захватом (рис. 13, ж).
Равновесие - устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (рис. 14, а), равновесие с наклоном (рис. 14, б), боковое (рис. 14, в), заднее (с наклоном назад, рис. 14, г), фронтальное (рис. 14, д), е захватом (рие. 14, е), шпагатом (рис. 14, ж).
При наименовании упражнений с предметами основным признаком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь.
Основные положения е гимнастической палкой: палку вниз (рис. 15, о), палку на грудь (риа. 15, б), палку вперед-вверх (рис, 15, в), палку на голову, за голову, на лопатки и др.
|
|
|
Несимметричные положения с палкой принято называть: палку к плечу (рис. 15, г), палку к плечу или на голову вправо (рис. 15, д), за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 15, е). Другие способы удержания палки указываются дополнительно. На-
пример, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 15, ж).
Основные термины упражнений со скакалкой:
Подскок - небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением; двойной подскок - два пружинящих подскока: первый основной, второй дополнительный (меньше по амплитуде).
Подскок петлей (рис. 16, а), подскок с правой на левую (рис. 16,6), (рис. 16, б) подскок с двойным вращением (двойное вращение скакалки при одном подскоке), подскок меняя ногу (рис. 16, в), подскоки с передачей скакалки и др.
ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ
Хват - способ держания за снаряд. Различают: хват сверху, снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый, глубокий. Первый по правилу сокращений опускается.
Вис - положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).
Висы простые: вис (рис. 17, а), вис на согнутых руках, вис согнувшись (рис. 17, б), вис прогнувшись (рис. 17, б) и др.
Висы смешанные: вис присев (рис. 18, а), вис стоя согнувшись (рис. 18, б), вис лежа (рис. 18, в), вис стоя (рис. 18, г). Иные поло-
жения уточняются. Например, вис на согнутых ногах (рис. 18, 5).
Упор - положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках согнувшись (рис. 19, а), упор
сзади (рис. 19, б), упор углом (рис. 19, в). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». Например (на брусьях), подъем махом назад - махом вперед угел или перемахом правой (над правой жердью) угол; упор ноги врозь вне (рис. 19, г).
Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок, рис. 20, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 20, б), упор стоя ноги врозь (рис. 20, в) и др.
Сед - положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 20, г), сед на бедре (рис. 20, д) и др.
Начало упражнения на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях для краткости можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом - оборот назад.
Подъем - переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъем силой поочередно (рис. 21, а), подъем силой (рис. 21,6), махом одной подъем переворотом (рис. 21, б), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (рис. 21, г), подъем разгибом и др.
Спад - движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.
Оборот - круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладина, жердь и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед (назад) из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот.
Поворот - движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом вперед, назад, поворот в стойке и др.
Стойка - вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.
Мах - свободное движение относительно оси вращения. (Способы: силой, изгибами, с прыжка. Размахивание - мах, выполненный несколько раз.
Мах дугой - переход из упора в вис дугообразным движением.
Кач - однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей - раскачивание.
Выкрут - оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.
Для обозначения маховых движений (махов) применяются термины:
Перемах - движение ногой (ногами) над снарядом.
Круг - целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперек, крут прогнувшись и др.
Скрещение - два встречных перемаха. Разновидности скрещений уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скрещение, скрещение с поворотом.
Вход - термин, обозначающий переход гимнаста из и. п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают).
Переход - смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).
Выход - движение, противоположное входу, но на другую часть коня.
Перелет - перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.
Соскок - спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом, выкрутом, сальто и др. А также согнув ноги, ноги врозь (из упора и из стоек на руках).
Прыжок - преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда - в свободном полете после отталкивания ногами.
Опорный прыжок выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками. Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.
Замах - предварительный мах ногами назад после толчка ногами.
4.6. ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ*
Перекат - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнувшись, выполняемый из седа.
Группировка - согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени). Различают группировку лежа, сидя и в приседе, а также широкую группировку.
Кувырок - вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка с фазой полета до опоры руками, лет-кувырок, кувырок с поворотом, заканчивающимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене, кувырок назад согнувшись, кувырок назад через плечо прогнувшись и др.
Переворот - вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону, переворот с головы, переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.
Переворот назад - вращательное движение тела назад с опорой на руки. Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.
Перекидка - равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками) без фазы полета. Выполняется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.
Рондат - переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.
Курбет - прыжок назад с рук на ноги.
Подъем разгибом - вскок на ноги, выполненный из упора
* Более сложные упражнения см. в учебниках «Спортивная гимнастика», «Спортивная акробатика».
|
|
согнувшись (g лопаток). Его можно сделать в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д.
Поворот разгибом выполняется движением подъема в поворотом кругом в упор лежа (g поворотом на 360° указывается особо).
Сальто - свободное переворачивание тела в воздухе. Различают: сальто вперед, маховое сальто (рис. 22), сальто назад, в сторону, а также сальто g полуповоротом, сальто е поворотом и др.
Темповой подскок - небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.
Мост - дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 23, а), моет на одной руке (рив. 23, б), мост на одной ноге (рис. 23, в), мост на предплечьях (рис 23, г), мост разноименный, например в опорой левой ногой и правой рукой (рив. 23, д), и др.
Шпагат - сед в предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: шпагат (рис 24, о), шпагат правой (рис. 24, б), левой (указывается нога, находящаяся впереди); одноименный (рис. 24, в), разноименный, шпагат о наклоном и др.
Полу шпагат - аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди (рис 24, г), полушпагат g наклоном (рис. 24, д), с наклоном назад и др.
Стойка - вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на лопатках (см. рис. 1, г), на голове (см. рис. \, д), на руках (см. рис. 1, е); в последнем случае стойка может быть узкой, широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной руке. Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: силой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги - в тазобедренных); перекатом (вращательным движением в последовательной опорой), махом (правой или левой ногой); согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах); прогнувшись (руки сгибаются, а тело держится прогнутым); прыжком (на руки); переворотом назад и др.
В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное и конечное положение каждого исполнителя (какой частью тела верхний акробат опирается на ту или иную часть тела нижнего). Например, вход о бедра, вход сзади или стойка на плечах в кистях лежащего партнера, стойка на коленях нижнего.
Для упражнений на батуте применяются специфические термины.
Кач - отдача сетки после прихода на нее прыгуна.
Подскоки - (темповые прыжки), применяемые для увеличения взлета исполнителя. Остальные термины образуются в соответетвии с правилами гимнастической терминологии.
ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Шаги - разнообразные виды передвижения. Различают: обычный шаг, шаг с носка, на носках, острый шаг, выпадами, шаг галопа, приставной шаг, переменный шаг, шаг польки и др. ,
Бег-передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.
Поворот - вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси. Различают: поворот переступанием (одноименный, разноименный), на носках, скрестный, махом, спиральный, а также в приседе, в равновесии (с сохранением положения тела) и др.
Прыжок - свободный полет после отталкивания ногами. В зависимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: прямой прыжок, согнувшись, прогнувшись, открытый, закрытый, шагом, скачок, перекидной, подбивной, выпадом, полукольцом (кольцом) и др.
Пружинное движение руками - целостное пружинное движение со сгибанием во всех суставах. Выполняется в различных направлениях.
Волна - оложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).
Волна рукой - волнообразное движение рукой (руками), на-
Чинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем разгибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положение кисти принято именовать так: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок № 37. Разновидности висов и упоров – техника выполнения заданий на брусьях.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- перечень висов;
- перечень упоров;
- техника выполнения заданий на брусьях;
- возможные ошибки при выполнении упражнений.
Урок посвящен разновидностям висов и упоров и технике выполнения заданий на брусьях.
Глоссарий
Исходное положение (ИП) - начальное положение, из которого начинают совершать упражнение.
Упоры - положения, при которых плечи находятся выше точек опоры.
Брусья - гимнастический снаряд, применяемый для упражнений в висе и упоре.
Вис - это упражнения на гимнастических снарядах. Основная цель таких упражнений – удержание тела на весу.
Хват - это положение рук при висе.
Основная литература:
- Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.
Дополнительная литература:
- Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, с.
Интернет-ресурсы:
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 09.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Вис – это элемент гимнастики, во время которого линия плечевого пояса гимнаста находится ниже точек хвата.
Спортсмены выполняют висы на гимнастических снарядах, например, брусьях и кольцах.
Есть два вида висов: простые и смешанные. Во время простых висов гимнаст держится за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками). В смешанных висах он дополнительно опирается другой частью тела (одной ногой или двумя).
Различают следующие висы:
Вис присев – смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры, к примеру, на брусьях разной высоты.
Вис прогнувшись – вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой перед снарядом или позади него.
Вис согнувшись – положение, во время которого тело сгибается в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
Кроме этих положений бывают висы сзади, висы стоя, висы стоя сзади, висы лежа.
Вис на правой или левой руке – смешанный вис, при котором одна согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а другая прямая. Туловище немного прогибается, голова отводится назад.
Давайте рассмотрим основные правила выполнения висов. В положении виса тело старайтесь по максиму выпрямить тело. Для этого нужно провиснуть в грудино-ключичных и плечевых суставах и расслабить мышцы в районе поясницы. Руки должны быть прямые, но при этом не напряженные. Ноги выпрямите в коленных и тазобедренных суставах, носки оттяните. Следите за верным положением головы – держите ее прямо между руками. Не стоит заваливать голову назад или прижимать к груди.
Упоры – положения, при которых плечи находятся выше точек опоры.
Есть две разновидности упоров – простые и смешанные.
Простой упор – положение, при котором упор приходится только на руки.
Смешанный упор – положение, при котором упор приходится кроме рук на другие части тела.
Существуют упоры боком, кольцом, лежа, горизонтальный, стоя согнувшись, упор присев, упор ноги врозь и другие.
На женских брусьях используется разный упор, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая – в упоре на руке на верхней.
При выполнении гимнастических упражнений очень важно соблюдать технику безопасности. Давайте повторим основные правила.
1) Важно выбирать правильное месторасположение спортивных снарядов в зале. Нужно располагать их на достаточном расстоянии друг от друга и от стен.
2) Необходимо, чтобы учащиеся хорошо видели снаряд и место соскока. Недопустимо ставить оборудование так, чтобы школьники выполняли элементы лицом к яркому свету.
3) Обложите снаряды гимнастическими матами, учитывая места приземления после соскоков, а также возможных срывов и падений. В месте приземления уложите двойной слой матов. Важно, чтобы гимнастические маты плотно прилегали друг к другу, между ними не было зазоров.
4) Перед занятием на брусьях проверьте вместе с учителем их высоту. Высоту жердей обычно нужно устанавливать одновременно с обоих концов. Во время этого процесса нельзя, чтобы кто-то находился под ними.
5) Во время установки перекладины и брусьев разной высоты обратите внимание на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. Чтобы проверить это, возьмитесь за тросы и сильно потяните их на себя. Перекладина и брусья установлены правильно, если они находятся в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока протрите гриф перекладины сухой ветошью и зачистите мелкой наждачной бумагой.
6) Важно, чтобы в подготовительной части занятия учитель указал, какую дистанцию ученикам нужно соблюдать, чтобы избежать столкновений друг с другом.
7) Обязательно проведите разминку перед основной частью урока. Попросите учителя показать вам технику выполнения гимнастических упражнений и ответить на все ваши вопросы по их технике.
Для соблюдения мер безопасности во время выполнения гимнастических упражнений важно соблюдать правила страховки и самостраховки.
Во время страховки безопасность при выполнении упражнений обеспечивают учитель или подготовленные к этому школьники. Страховать может один человек или несколько – это зависит от сложности элемента.
Важно, чтобы все ученики владели и навыками самостраховки, знали, какие приемы предотвратят возможные травмы. К примеру, чтобы избежать срыв со снаряда, необходимо своевременно соскочить со снаряда, прекратить движение или выполнить дополнительные движения (согнуть руки, ноги и туловище для замедления инерции). Научитесь правильно приземляться во время падения.
При падении назад присядьте, согнитесь и выполните перекат назад. При падении вперед сделайте кувырок вперед или падайте в упор лежа, упруго сгибая руки.
Если вы травмировались сами или кто-то из ваших одноклассников, немедленно сообщите об этом учителю. Строго выполняйте все его рекомендации. При необходимости вызовите скорую помощь.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Слова по теме урока
Найдите шесть слов по теме урока.
Решение.
Все слова связаны с темой урока. Попробуйте вспомнить, о каких понятиях упоминалось на занятии.
2. Виды упоров.
Соедините изображение и текст.
Упор на руках Упор сзади Упор присев
Решение: обратитевнимание на положение тел спортсменов, как они держатся за опору. Правильный ответ: 1) упор присев, 2) упор на руках, 3) упор сзади.
Актуальность На сегодняшний день гимнастика остаётся одним из самых эффективных средств физического воспитания. Гимнастические упражнения отличаются доступностью и разнообразием, являются хорошим средством для укрепления здоровья, оказывают положительное влияние на деятельность жизненно важных органов. Важнейшими элементами в гимнастике являются висы и упоры. В своей работе я рассмотрю их классификацию и пользу от них. Гиперссылки: 1. Висы и их классификация Висы и их классификация 2. Упоры и их классификация Упоры и их классификация 3. Польза от висов и упоров Польза от висов и упоров
Висы и их классификация Вис - гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. Классификация: 1. Простые висы – висы, при которых спортсмен держится за снаряд какой-либо одной частью тела, обычно руками. 2. Смешанные висы – висы, при которых используется дополнительная опора другой частью тела.
Простые висы 1. Вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед сна рядом или позади него. 2. Вис сзади. Вис на отведенных назад руках. 3. Вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед сна рядом или позади него
Смешанные висы 1. Вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры 2. Вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата. 3. Вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперёд, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата. 4. Вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями впереди или сзади места хвата. 5. Вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.
) Вис присев 2) Вис стоя 3) Вис стоя сзади 4) Вис лежа 5) Вис на правой (левой)
Упоры и их классификация Упор - гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Классификация: 1. Простые упоры - положения с опорой только руками. 2. Смешанные упоры - положения с опорой не только руками, но и др. частью тела.
Простые упоры 1. Горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении. 2. Упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья. 3. Упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине. 4. Упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем. 5. Упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним. 6. Упор углом. Упор, при котором прямые ноги образуют с туловищем угол 90 градусов.
1) Горизонтальный упор 2) Упор на предплечьях 3) Упор на руках 4) Упор на руках согнувшись 5) Упор ноги врозь правой 6) Упор углом
Смешанные упоры 1. Упор лёжа боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к полу и опорой одной рукой и ногами. 2. Упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками. 3. Упор сзади. 1). Смешанный упор. Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится за телом. 4. Упор спереди. 1). Смешанный упор. Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится перед телом. 5. Упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
Польза от висов и упоров Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств. Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия. По своей физиологической характеристике висы и упоры относятся к группе упражнений, для которых характерным элементом является силовое напряжение. Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции.