Что не входит в классификацию легкоатлетических упражнений. Общая характеристика легкоатлетических упражнений

Что не входит в классификацию легкоатлетических упражнений. Общая характеристика легкоатлетических упражнений

Легкая атлетика включает в себя 5 видов физических упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, национальных первенств, коммерческих стартов и других соревнований.

Спортивная ходьба отличается от обычной как большей скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. «Состязания по ходьбе проводятся как на дорожке стадиона, так и на обычных дорогах на дистанции 3, 5, 10, 15, 20, 30 и 50 км и на время - часовая и двухчасовая ходьба на стадионе. Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых - постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами).

Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег становится центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту, с шестом и тройным, метание копья и др.

Бег условно подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями (кросс), с барьерами и другими искусственными препятствиями и эстафетный. «В свою очередь в гладком беге различают бег на короткие дистанции - от 30 до 400 м, средние - от 500 до 2000 м, длинные - от 3000 до 10000 м, сверхдлинные дистанции - 20, 25, 30 км, часовой, двухчасовой, марафонский бег (42 км 195 м), бег на 100 км. Кросс проводится до 14 км, а также по дорогам на самые разнообразные дистанции до 30 км. Барьерный бег проходит по дорожке стадиона на дистанции от 50 до 400 м. Бег с препятствиями (с прочно установленными барьерами и ямой с водой) на 1500, 2000 и 3000 м. Эстафетный бег подразделяется в зависимости от длины и количества этапов. Он может проводиться на короткие - 4х60 м, 4х100 м, 4х200 м, 4х300 м, 4х400 м. средние - 3х800 м, 4х800 м, 10х1000, 4х1500 м и на смешанные дистанции - 400+300+200+100 или 100+200+300+400 м или 800+400+200+100 и др.».

Прыжки в легкой атлетике подразделяются по своему назначению на горизонтальные (в длину и тройным) и вертикальные (в высоту, с шестом).

Прыжки выполняют различными способами. «Так, прыгать в длину можно способом «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту - «перешагиванием», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери-флоп».

Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся «скачка», «шага» и «прыжка». Прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры - шеста».

Метания - это упражнения преимущественно скоростно-силового характера, целью которых является перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Они характеризуются мощными, кратковременными (взрывными) усилиями, в которые вовлекаются различные группы мышц и не только руки плечевого пояса, но и туловища и ног.

Многоборья состоят из нескольких видов легкой атлетики (троеборье, пятиборье и т.д.). Обычно в многоборья входят упражнения на силу, быстроту, ловкость и выносливость - бег, прыжки и метания. Этим определяется то разностороннее влияние, которое оказывает занятие многоборьями на спортсмена, требуя от него равномерного развития различных физических качеств. В настоящее время наибольшее распространение получили: семиборье у женщин, десятиборье у мужчин; троеборье, четырехборье и пятиборье для мальчиков, девочек, детей среднего школьного возраста; от троеборья до десятиборья для юношей старшего возраста; для старших девушек - различные многоборья, начиная с троеборья и кончая семиборьем. Результаты в многоборьях определяются по специальным таблицам очков.

Страница 4 из 29


Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: по группам видов легкой атлетики, по половому и возрастному признакам, по месту проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Классификация по половому и возрастному признакам: мужские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин – 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по местам проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссейные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олимпийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыгрывают самое большое количество олимпийских медалей.

Все виды легкой атлетики подразделяются на группы.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специальной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы:

– на стадионе – 3, 5, 10 км;

– в манеже – 3, 5 км;

– на шоссе – 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы:

– на стадионе – 3, 5, 10, 20 км;

– в манеже – 3, 5 км;

– на шоссе – 35, 50 км.

Классические (К) виды: у мужчин – 20 и 50 км, у женщин – 20 км.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег – циклический вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, специальной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, проводится на стадионе и в манеже. Дистанции:
30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Бег на выносливость:

средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля – проводится на стадионе и в манеже, у мужчин и женщин;

длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10000 (К) м – проводится на стадионе (в манеже – только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

сверхдлинные дистанции: 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км – проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;

ультрадлинные дистанции – суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также проводятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль – самую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости.

Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300, 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).

Бег с препятствиями – по структуре смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанция у женщин – 2000 м; дистанции у мужчин: 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег – по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости.

Эстафетный бег включает классические виды 4 * 100 м и 4 * 400 м и проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 * 200 м и
4 * 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты – мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м – у мужчин и 400 + 300 + 200 + 100 м – у женщин.

Кроссовый бег – смешанный вид, бег по пересеченной местности, требующий проявления специальной выносливости, ловкости.

Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции: 1, 2, 3, 5, 8, 12 км;
у женщин: 1, 2, 3, 4, 6 км.

Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега;
б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега;
б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжок в высоту с разбега (К) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега (К) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжки в длину с разбега (К) – смешанный по структуре вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Проводятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

б) тройной прыжок с разбега (К) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и необладающих аэродинамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

Причем надо обратить внимание, что в метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот – только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Метание копья (К) (гранаты, мяча) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска (К), метание молота (К) – ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра (К) - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у мужчин – десятиборье,
у женщин – семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин – пятиборье, четырехборье и троеборье; у мужчин – девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников
11–13 лет. Виды, которые входят в состав многоборья, определяются спортивной классификацией, замена видов не допустима.



Оглавление
Основы легкой атлетики как вида спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта
Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры
Задачи и содержание курса «Легкая атлетика»

Учебное пособие содержит краткие сведения по истории развития видов легкой атлетики, анализу техники и методике обучения легкоатлетическим упражнениям, организации и основным правилам судейства соревнований по виду спорта, которые изложены в форме, удобной для изучения и усвоения. Приводятся типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений и рекомендации по их исправлению. Учебное пособие выполнено в соответствии с требованием подготовки специалиста по направлению 032100 – «Физическая культура», предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения физкультурных вузов, а также может быть полезно специалистам, работающим в различных звеньях физического воспитания.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легкая атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах) (Е. П. Врублевский, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений

1. Назовите дисциплины легкой атлетики, по которым проводятся соревнования, и дайте им краткую характеристику

Виды легкой атлетики дифференцируются на основе двигательных качеств (скоростные, скоростно-силовые и требующие проявления выносливости), но для более четкой классификации их целесообразно объединить в пять групп: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья.

Из всего многообразия легкоатлетических упражнений только «классические» дисциплины включаются в программы крупнейших соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы и т. д.). В программу этих соревнований входят 24 вида для мужчин и 23 – для женщин.

Спортивная ходьба по технике движений отличается от всех других способов ходьбы. Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых – постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами). При проявлении безопорного положения, когда спортсмен фактически переходит на бег, он снимается с соревнований. В отличие от обычной ходьбы в спортивной ходьбе правилами соревнований установлено: в момент вертикали производить полное выпрямление опорной ноги в коленном суставе. Ходьба в легкоатлетической программе является единственным видом, в котором присутствует субъективное судейство. Если в беге спортсменов снимают с дистанции только в исключительных случаях, то в практике ходьбы дисквалификация на дистанции – обычное явление. Бывают случаи, когда атлетов дисквалифицируют и после финиша.

Спортсмены-скороходы соревнуются на дистанциях 20 км (женщины), 20 и 50 км (мужчины).

Бег – основа легкой атлетики; не только особый ее вид, но и составная часть многих легкоатлетических упражнений, например таких, как прыжки, метание копья, гранаты, а также многих других видов спорта.

Соревнования в беге проводятся на дистанции от 100 м до 42 км 195 м (марафон). Места, занятые в соревнованиях по бегу, определяются по последовательности пересечения участниками линии финиша.

Прыжки . К легкоатлетическим прыжкам относятся горизонтальные (длина и тройной) и вертикальные (высота и шест) прыжки.

Отдельные виды прыжков характеризуются главным образом различием в фазе полета.

Метания. В легкоатлетических видах метаний и толкании ядра снаряд должен быть послан на возможно большее расстояние броском или толчком.

Различают следующие виды: толкание ядра, метание диска, молота, копья и гранаты.

Многоборья . Легкоатлетические многоборья берут свое начало с древнегреческих Олимпийских игр. В то время «пентатлон» включал в себя бег на один стадий (192,27 м), прыжки в длину, метание копья и борьбу.

В настоящее время главными видами многоборий являются: десятиборье для мужчин и семиборье для женщин, включенные в программу Олимпийских игр. Занятия многоборьями обеспечивают спортсменам разностороннее физическое развитие. Результаты, показанные в многоборье, оцениваются по специальной таблице очков. Соревнования в многоборьях являются одним из самых трудных видов легкоатлетического спорта, так как их участникам в течение двух дней необходимо хорошо выступать в весьма разнообразных видах.

2. Дайте общую характеристику беговых упражнений

В соответствии с классификацией выделяют четыре разновидности бега: гладкий бег, бег с искусственными препятствиями, эстафетный бег и бег по пересеченной местности (кросс).

Гладкий бег (кроме марафонского) проводится на беговых дорожках стадиона на короткие, средние и длинные дистанции.

Бег на короткие дистанции, называемый также спринтом, проводится на отрезке до 400 м. В соревновательной практике наиболее распространены среди мужчин и женщин дистанции 100, 200 и 400 м. На этих дистанциях спортсмены стартуют с низкого старта и бегут всю дистанцию по своим дорожкам.

Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции охватывает все соревновательные дисциплины – от 800 м до 42,195 км. К средним дистанциям относятся дистанции 800 и 1500 м, к длинным – 5000 и 10 000 м. В отличие от спринта здесь спортсмены перед началом бега применяют высокий старт и, как правило, бегут дистанцию по общей дорожке.

Материальное обеспечение. Соревнования в беге проводятся на аренах стадиона и манежа по круговой дорожке, на шоссе и на местности. Круговая дорожка подразделяется на отдельные дорожки, ширина которых в последнее время составляет 1,22 м (на стадионах, построенных до 2004 г., ширина дорожки может быть 1,25 м). Дорожки обозначаются по всей длине пограничными линиями шириной 5 см, причем ширина линии справа по движению бегуна входит в ширину его дорожки, а слева – нет. Старт и финиш размечаются линией шириной 5 см, нанесенной поперек дорожки. Линия старта входит в длину дистанции, а финиша – нет.

Бег с искусственными препятствиями подразделяется на барьерный бег и бег с препятствиями (стипль-чез).

Барьерный бег является особой формой бега на короткие дистанции, при котором спортсмену еще приходится преодолевать 10 барьеров. В олимпийскую программу включены дистанции: 110 (высота барьеров 106,7 м) и 400 м (высота барьеров 91,4 см) для мужчин; 100 (высота барьеров 84,0 см) и 400 м (высота барьеров 76,2 см) для женщин. Сложность барьерного бега заключается в том, что бегуну, помимо соответствующих требований к скоростному бегу на гладкой дистанции, следует строго соблюдать определенный ритм и длину шагов от старта до десятого барьера.

Первоначально ошибкой считалось допустить падение барьера при преодолении препятствия. Однако позже обнаружилось, что задевание барьера замедляет скорость спортсмена, и это правило отменили.

Материальное обеспечение. Конструкция барьера весом минимум 10 кг предусматривает, чтобы опрокидывание барьера в одну сторону происходило лишь при приложении к верхней перекладине горизонтальной силы не менее 3,6 кг.

Бег с препятствиями (стипль-чез) является особой формой бега на средние дистанции. В международном масштабе общепринята дистанция 3000 м, которая требует от спортсмена развития общей и специальной выносливости, совершенной техники гладкого бега и преодоления на дистанции в общей сложности 35 препятствий (включая 7 ям с водой), по 5 на каждом круге.

Материальное обеспечение. Препятствия изготавливаются из твердого дерева и должны быть устойчивыми, чтобы их нельзя было опрокинуть. Высота препятствия - 91,14 см для мужчин и 76,2 см для женщин, ширина – не менее 3,94 м, вес – от 80 до 100 кг.

Яма с водой устанавливается в одном из секторов стадиона и должна иметь в ширину и длину 3,66 м. Глубина ямы под перекладиной – 70 см и постепенно уменьшается до уровня беговой дорожки. На одном круге спортсмен преодолевает четыре препятствия и одну яму с водой с установленным перед ней препятствием.

Эстафетный бег представляет собой особую форму бега на короткие дистанции. Это не только один из самых зрелищных видов легкой атлетики, но и важное средство тренировки легкоатлетов. В наиболее распространенных видах эстафетного бега, проводимых на круговой беговой дорожке, длина отдельных этапов – 100, 200, 400 или 800 м. В конце этапа эстафетная палочка передается другому бегуну. Классическими олимпийскими дистанциями как для мужчин, так и для женщин являются дистанции 4×100 и 4×400 м. Кроме стадиона, эстафеты проводятся на улицах городов.

Материальное обеспечение. Эстафетная палочка представляет собой полую трубку круглого сечения, имеющую гладкую поверхность и изготавливаемую из любого твердого материала. Для участников младшей возрастной группы отверстия в торцах трубки должны быть заделаны. Длина эстафетной палочки не должна превышать 28–30 см, ее наружный диаметр должен быть 40 мм (± 2 мм), длина окружности – 12–13 см, вес – не менее 50 г.

Бег по пересеченной местности (кросс) проводится на самых разнообразных дистанциях (от 500 м до 15 км) и является не только одним из видов легкоатлетических соревнований, но и важным средством тренировки. Кроссовый бег, проводимый обычно в лесу или парке, прекрасно развивает общую выносливость, повышает функциональные возможности организма.

3. Дайте общую характеристику легкоатлетических прыжков

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть как можно выше, – прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть как можно дальше, – прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Прыжки выполняются с места и с разбега, без помощи дополнительных приспособлений и с ними (прыжки с шестом). В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются как тренировочное средство либо как контрольное упражнение для определения уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов.

Прыжок в высоту – скоростно-силовое упражнение ациклического характера. Одно из основных отличий способов прыжка в высоту – форма движения при переходе спортсмена через планку.

Прыжок с шестом – сложный технический вид, предъявляющий высокие требования к скорости, силе, ловкости и воле спортсмена. Шест постоянно применялся людьми с незапамятных времен для преодоления естественных препятствий. Но только в XIX в. его стали использовать как спортивный снаряд для преодоления планки.

Прыжок в длину . Результат здесь зависит главным образом от скорости разбега и мощности отталкивания. Поэтому прыгуны в длину являются довольно хорошими спринтерами.

Тройной прыжок состоит из разбега, трех чередующихся прыжков и приземления. Спортсмен избирает для себя рациональное соотношение длины каждого из трех отталкиваний («скачка», «шага», «прыжка») и величину углов вылета в каждом из этих элементов. Прыгуны, специализирующиеся в тройном прыжке, должны обладать разносторонним физическим развитием и ловкостью, а также, по возможности, хорошей прыжковой силой обеих ног.

Материальное обеспечение. Для проведения соревнований по прыжкам необходимы ямы для приземления и дорожки для разбега. Минимальная длина площадки разбега для прыжков в высоту – 15 м, а длина дорожки (шириной 1,22 м) разбега для прыжков в длину, тройным и с шестом – 40 м. В прыжках в длину и тройным спортсмен отталкивается от бруска шириной 20 см и длиной 1,22 м, установленного в земле заподлицо с поверхностью дорожки и на одном уровне с поверхностью ямы для приземления. Дальний край бруска (считая со стороны разбега) принято называть «линией измерения». Минимальная ширина ямы для приземления – 2,75 м. Расстояние от бруска до дальнего края ямы – не менее 10 м в прыжках в длину и 21 м в тройном прыжке.

Место приземления в прыжках в высоту из поролона или другого мягкого синтетического материала должно быть размером не менее чем 5 м в длину и 3 м в ширину, а на крупных соревнованиях – не менее чем 6 м в длину, 4 м в ширину и 0,7 м в высоту. При выполнении прыжков с шестом спортсмены приземляются в яму, размеры которой должны быть не менее 6 м в длину (не считая передней части), 6 м в ширину и 0,8 м в высоту.

4. Дайте общую характеристику легкоатлетическим метаниям

Задача любого вида метаний – перемещение снаряда в пространстве на возможно большее расстояние. Метания требуют от спортсмена мощных усилий взрывного характера. Занятия метаниями развивают силу, быстроту, ловкость, координацию движений.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) толчком (ядро); 2) броском из-за головы (копье, граната); 3) с поворотом (диск, молот).

Толкание ядра. Толканию ядра как спортивному упражнению предшествовало толкание тяжелых камней, а позднее – тяжелых кусков металла. Родиной толкания ядра является Великобритания. Этим объясняется, что вес ядра и размер места для толкания определяются английской системой мер. Для достижения высоких спортивных результатов в этом виде легкой атлетики требуется совершенная техника исполнения и высокий уровень развития силовых и скоростно-силовых качеств.

Материальное обеспечение. Мужское ядро весит 16 английских фунтов (7,260 кг), а женское – 4 кг. Диаметр круга для толкания равен 7 английским футам (2,135 м). У передней внешней части обода круга устанавливается брусок из дерева (сегмент) высотой 10 см, окрашенный в белый цвет. Ядро – шар, имеющий гладкую поверхность, оно должно быть из чугуна, латуни или другого материала.

В секторе для приземления ядра, а также диска и молота ограничительные линии расходятся под углом 34,92 ° . Боковые линии секторов шириной 5 см не входят в площадь секторов.

Метание копья, гранаты и мяча . Если метание копья использовалось в системе физического воспитания древних греков, то метание гранаты стало включаться в соревнования в нашей стране с 20-х годов прошлого столетия. В настоящее время метание гранаты не входит в программу крупных соревнований. Вместе с тем метание гранаты широко применяется в школах и в армии, а также используется как вспомогательное упражнение для овладения отдельными элементами техники метания копья. Метание малого мяча по технике движений выполняется так же, как и метание гранаты.

Материальное обеспечение. Копье состоит из древка, наконечника и обмотки. Мужчины метают копье весом 800 г и длиной 260–270 см, женщины соответственно 600 г и 220–230 см.

Место для соревнований по метанию копья представляет собой дорожку (шириной 4 м, длиной – не менее 30 м) для выполнения разбега с копьем и размеченный под углом 29 ° сектор для приземления снарядов, разделенные криволинейной планкой (ширина 7 см), от которой измеряется спортивный результат.

Спортивная граната может быть деревянной, либо из другого пригодного материала с металлическим чехлом, или цельнометаллической. Вес гранаты – 700 г для мужчин, женщины и юноши среднего возраста метают гранату весом 500 г.

Вес и диаметр мячей, используемых при обучении и тренировке, могут быть различными. На соревнованиях мальчиков и девочек используются мячи весом 155–160 г.

Метание гранаты и мяча на соревнованиях небольшого масштаба производится с места и с разбега в коридор шириной 10 м, а на соревнованиях выше городского масштаба угол сектора, как и в метании копья, – 29°.

Метание диска было одним из любимых физических упражнений в древности. Диск является планирующим снарядом, так как обладает аэродинамическими свойствами. Интересно, что метание диска – один из немногих видов легкой атлетики, где и мировой и олимпийский рекорды, принадлежащие женщинам, выше, чем установленные мужчинами.

Материальное обеспечение . Диск метают из круга диаметром 2,50 м .

Для обеспечения безопасности участников, судей и зрителей по периметру круга устанавливается предохранительное ограждение высотой 7 м.

Диск изготавливается из дерева или другого подходящего материала, окаймленного металлическим ободом. Мужской диск весит 2 кг, женский – 1 кг.

Метание молота . Как вид легкой атлетики возник в Шотландии и Ирландии, где изначально бросали какой-либо массивный груз с прикрепленной деревянной рукоятью. Современная техника метания молота основана на вращательно-поступательном движении системы «метатель-снаряд» в пространстве, ограниченном размерами круга. Требует от спортсменов силы и координации движений. Вращательное движение является лучшим способом сообщения снаряду высокой скорости. Поэтому в настоящее время молот метают с трех или четырех поворотов, как мужчины, так и женщины.

Материальное обеспечение. Снаряд по составу, форме и весу аналогичен ядру (7,260 кг – у мужчин и 4 кг – у женщин), к которому крепится стальная проволока с ручкой на конце. Для безопасности метания круг диаметром 213,5 см ограничивается металлической сеткой.

5. Дайте общую характеристику легкоатлетическим многоборьям

Современное легкоатлетическое многоборье берет начало еще с античных олимпиад, где древние спортсмены соревновались в комбинации нескольких дисциплин. Правила современного десятиборья были разработаны в 1911 г., и в 1912 г. вид как отдельная дисциплина был включен в программу Олимпийских игр. Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Названия их определяются по числу входящих видов: десятиборье, семиборье, пятиборье и т. д.

В настоящее время мужчины соревнуются в десятиборье, а женщины – в семиборье.

Десятиборье

первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м;

второй день: бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м.

Семиборье . Проводится два дня подряд со следующей последовательностью видов:

первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м;

второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м. Соревнования по отдельным видам, входящим в состав многоборий, проводятся в соответствии с требованиями данных дисциплин. Исключением можно считать то, что в беговых видах многоборья в каждом забеге разрешен только один фальстарт без дисквалификации спортсмена, его совершившего . Любой спортсмен/ спортсмены, допустивший дальнейшие фальстарты, отстраняется от участия в соревновании (дисквалифицируется). Кроме того, в прыжках в длину и в каждом из видов метаний участнику предоставляется только по три попытки.

В соревнованиях перерывы между окончанием одного вида и началом другого, по возможности, делаются не менее 30 мин. Рекомендуется, чтобы интервал времени между финишем последнего вида в первый день и стартом первого вида во второй день был не менее 10 ч.

Места спортсменов определяются в соответствии с общим количеством набранных очков по специальным таблицам ИААФ для подсчета очков в многоборьях (при этом учитывается именно показанный спортсменом результат, а не занятое место).

Материалы для самостоятельной работы студентов

Тема 1. Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений.

1. Написание рефератов по теме: «История развития легкой атлетики».

2. Заполнить таблицу 1: «Мировые рекорды, зарегистрированные ИААФ на 1.09.03г.

Таблица 1.

Литература: 9,17,19,21, 41.

Тема 2. Легкая атлетика в системе государственных образовательных учреждений.

1. Рассмотрение учебных программ по физической культуре (физическому воспитанию) образовательных учреждений с анализом легкоатлетических упражнений, включенных в данную программу.

2. Пользуясь «Программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» и конспектами лекций вписать в соответствующие графы таблиц 2,3,4 легкоатлетические упражнения для учащихся 1 – 11 классов.

Таблица 2.

Легкоатлетические упражнения для учащихся начальных классов

Таблица 3.

Легкоатлетические упражнения для учащихся средних классов

Таблица 4.

Легкоатлетические упражнения для учащихся старших классов

Литература: 12,14,19,21,35,36,37,39

Тема 3. Развитие двигательных качеств на уроке по легкой атлетике.

1. Подобрать легкоатлетические упражнения, подвижные игры, посредством которых возможно целенаправленное воспитание физических качеств, отдельно для:

Примерная схема выполнения задания:

Определенное физическое качество, его определение ______________

Факторы, влияющие на развитие данного качества _________________

Сенситивный период воспитания _______________

Основные средства (легкоатлетические) и методы воспитания ________

Тесты, используемые для определения уровня развития физического качества _________________________

2. Заполнить таблицу 5 по степени значимости методов воспитания физических качеств на уроках физической культуры в 1-11 классах.

Таблица 5.

Литература: 9,10,14,15,16,19,21, 35,36,37.

Тема 4. Основы техники легкоатлетических упражнений.

1. Определить свою индивидуальную максимальную скорость ходьбы и бега; определить границы, где прирост скорости будет происходить за счет длины шагов, сочетания длины и частоты шагов и преимущественно за счет частоты шагов (таблица 6).

Таблица 6.

2. Определить и дать полную характеристику факторам, влияющих на:

· дальность полета снаряда в легкоатлетических метаниях;

· соревновательный результат в прыжках.

3. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 10,14,15,19,22,24,34,41,43

Тема 5. Основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям

1. Составить схему доминирующих средств физического воспитания, используемых на уроках (занятиях) легкой атлетике в образовательных учреждениях для:

· дошкольных учреждений;

· младших классов общеобразовательных учреждений;

· средних классов общеобразовательных учреждений;

· старших классов общеобразовательных учреждений;

· учащихся (студентов) среднего и высшего образования.

2. Заполнить таблицу 7 по степени значимости методов обучения легкоатлетическим упражнениям.

Таблица 7.

Литература: 1,3,14,19,21,39

Тема 6. Анализ техники, методика обучения спортивной ходьбе и беговым видам легкой атлетики

1. Написание рефератов по темам: «История развития беговых видов легкой атлетики».

2. Составить таблицу «Методика обучения технике бега на короткие (средние, эстафетного, барьерного) дистанции (Таблица 8)

Таблица 8.

4. Дать характеристику бега на длинные дистанции (история, техника, обучение).

5. Дать характеристику бега на сверхдлинные дистанции (история, техника, обучение).

6. Дать характеристику бега на 3000 м с препятствиями (история, техника вида).

7. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,10,14,15,19,21,24,41,43.

Тема 7. Анализ техники и методика обучения прыжковым видам легкой атлетики.

1.Написание рефератов по темам: «История развития прыжковых видов легкой атлетики».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике прыжка в длину (в высоту) с разбега

Таблица 10.

4.Дать характеристику тройного прыжка с разбега. (история, техника, обучение).

5. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,5,9,10,13,14,15,41.

Тема 8. Анализ техники и методика обучения легкоатлетическим метаниям.

1.Написание рефератов по темам: «История развития легкоатлетических метаний».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике метания (толкания ядра) с разбега.

Таблица 12.

4.Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,4,5,9,10,14,15,19,21,35,36,37,39.

Тема 9. Организация и правила проведения соревнований по легкой атлетике.

1. Определить и записать в таблицу 14 права и обязанности

· главного судьи соревнования;

· главного секретаря;

· бригады судей по бегу (каждой бригады – отдельно);

· бригады судей по прыжкам;

· бригады судей по метаниям.

Таблица 14.

2. Составить положение о соревновании по схеме:

Цели и задачи соревнования;

Место и сроки проведения

Осуществление руководства;

Программа соревнования;

Состав участников;

Порядок определения личного и командного первенства;

Награждение победителей порядок;

Сроки подачи заявок

3. Составить программу и график соревнования (пример таблица 15).

Таблица 15.

График соревнований

Число участников

Число участников в забеге (серии)

Число забегов (серий)

Время на забег (серию), ч

Время на вид, мин

Бег: 100 м

(девушки) 100 м

Метание диска

(девушки)

Толкание ядра

4. Участие в судействе соревнований по легкой атлетике, проводимой Федерацией легкой атлетике г.Орла и Орловской области.

5. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 9,10,14,15,16,19, 17,18, 21,30.

Тема 9. Основы спортивной тренировки в легкой атлетике.

1. На основе изучения документов планирования учебно-тренировочной работы по легкой атлетике заполнить таблицу (документы перспективного, текущего и оперативного планирования) (табл.16).

Таблица 16

2. Проанализировать общепедагогические и практические средства и методы, используемые в легкой атлетике и записать их в таблицу:

Для освоения, совершенствования техники и тактики вида спорта;

Для воспитания физических способностей;

Для формирования нравственных качеств личности;

Для повышения интеллектуального потенциала воспитанников.

Таблица 17

2. Написание конспекта учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для группы НП – 1.

План-конспект

учебно-тренировочного занятия ____________________ (указать вид спорта)

для _____________________ (указать группу, год подготовки)

Разработал студент ___________ курс _____________ группа_____________

Дата ________________

Задачи занятия:

1) __________________________________

2) __________________________________

3) __________________________________

Необходимое оборудование и инвентарь: ______________________

Части занятия и их содержание

Дозировка

Методические указания

Примечание.

1. В первую графу «Части занятия и их содержание» запишите все упражнения в порядке их проведения в тренировочном занятии.

2. В графе «Дозировка» укажите число повторений, серий, подходов, время выполнения, метраж, скорость и т.п.

3. В графе «Методические указания» запишите методы выполнения упражнений, требования к выполнению двигательных действий, ключевые моменты техники выполнения и т.п.

Литература: 6,11,16,17,19,20,29,32,33,34.


Основная

1. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. – М., 2001.

2. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. «Академия», 2003. – 464с.

3. Зелинчук В.Б., Никитушкин В.Г. Критерии отбора в легкой атлетике. – М., 2000

4. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Под ред. Н.Г. Озолина. – М.,2002.

5. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Терра-спорт, 2000.

6. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-спорт, 2000.

Дополнительная

7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.,1986.

8. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета.- Киев, 1986.

9. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М., 1985.

10. Комплексная программа физического воспитания учеников I-XI классов общеобразовательной школы. - Мн.: 1993.

11. Легкая атлетика / Под ред. А.Н. Макарова, П.Э. Сирис, В.П. Теннова. – М., 1987.

12. Легкая атлетика в школе / Под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. – М., 1993.

13. Легкая атлетика. Учебное пособие. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. - М.: Высшая школа, 1979.

14. Легкая атлетика. Правила соревнований. - М.: ФИС.1989.

15. Легкая атлетика: Учебник для студентов институтов физической культуры. - /Под редакцией Озолина Н.Г., Воронина В.И., М.; Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

16. Легкая атлетика: Программа для ДЮСШ. – М.: ФиС,1986.

17. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В.Ухова. - М., 1985.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.

19. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И. Ляхов. – М., 1989.

20. Правила соревнований по легкой атлетике / Всероссийская федерация легкой атлетики. - М., 1994.

21. Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В.Я.Головина, В.А.Мострякова, А.В.Коробкова. – М.:Высшая школа, 1983.

22. Азбука тренировки легкоатлета. /И.Вацула и др. - Мн., Пламя, 1986.

23. Балахничев В.В. Бег на 110м с барьерами. – М., 1987.

24. Бондарчук А.П. Метание молота. – М., 1985.

25. Гайс И.А. Учись ходить быстро. – М., 1986.

26. Гайхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика, - М.: Физкультура и спорт, 1972.

27. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М., 1986

28. Легкая атлетика. Ежемесячный спортивный методический журнал.

29. Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М., 1985.

30. Озолин Н.Г. Спринтерский бег. – М., 1986.

31. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: Терра-спорт, 2000.

32. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливада Е.И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

33. Специальные упражнения легкоатлетов. Учебное пособие/ Под общ. ред. Н.И.Выставкина, З.П.Синицкого. – М.:ФиС, 1967.

34. Специальные упражнения юных легкоатлетов /Под ред. В.Г.Алабина, В.Н.Крупенио. - Минск, 1970.

35. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике/ Под ред. В-Г.Алабина, М. П. Кривоносова. - М., 1982.

36. Уроки физической культуры в IV-VI классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1979.

37. Уроки физической культуры в IX-X классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1982.

38. Уроки физической культуры в VII-VIII классах /Под ред. Г. П. Богданова.-М., 1981.

39. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб.пособие. – М., 1989.

40. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах. /Под общей редакцией Г.П.Богданова. - М.: Просвещение, 1971.

41. Школа легкой атлетики: Учебное пособие/ Под общ. ред.А.В.Коробова. – М.:ФиС, 1968.

42. Шорец П.Г. Бег с препятствиями. – М., 1977.

43. Юный легкоатлет /В.Б.Попов, Ф.П.Суслов, Е.И.Лива-до.-М.,1984.

Легкая атлетика - один из самых массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метании, а также многоборьях. В системе физического воспитания легкая атлетика играет ведущую роль благодаря большому разнообразию, доступности и прикладному характеру ее видов, всестороннему воздействию на организм. Легкая атлетика - один из основных видов спорта в системе физического воспитания Республики Беларусь, так как ее виды используются в детских садах и школах, средних и высших учебных заведениях.

Виды легкой атлетики можно подразделить на пять разделов. Каждый из них подразделяется на разновидности:

  • 1)Спортивная ходьба :
    • · на 20 (мужчины и женщины);
    • · 50 км (мужчины)
  • 2)Бег :
    • · на короткие (100, 200, 400 м);
    • · средние (800 и 1500 м), длинные (5 000 и 10 000 м);
    • · сверхдлинные дистанции (марафонский бег - 42 км 195 м);
    • · эстафетный бег (4*100 и 4*400 м);
    • · бег с барьерами (100 м - женщины, 11 м - мужчины, 400 м - мужчины и женщины);
    • · бег с препятствиями (3 000 м).
  • 3) Прыжки подразделяются на:
    • · вертикальные (прыжок в высоту и прыжок с шестом);
  • 4)Метания :
    • · толкание ядра;
    • · метание копья;
    • · метание диска;
    • · метание молота.
  • 5) Многоборья :
    • · десятиборье (мужско вид);
    • · семиборье (женский вид).

Бег занимает центральное место в легкой атлетике. Это обусловлено разнообразием форм спортивного бега и тем, что бег входит составной частью в другие виды легкоатлетических упражнений. Бег как средство тренировки универсален, так как, изменяя длину дистанции или скорость бега, можно легко дозировать нагрузку, влиять на развитие скорости, скоростной и специальной выносливости, развивать общую выносливость. Бег является прекрасным и доступным средством оздоровления населения.

Спортивная ходьба - это циклическое движение умеренной интенсивности, при котором спортсмен должен постоянно осуществлять контакт с землей и при этом вынесенная вперед нога должна быть полностью выпрямлена с момента касания земли и до момента вертикали.

Прыжки - это ациклические упражнения скоростно-силового характера. Результаты в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Занятия прыжками способствуют развитию умения мгновенно концентрировать свои усилия, ориентироваться в пространстве, развивает силу. Ловкость, быстроту, прыгучесть, смелость, трудолюбие и другие качества, жизненно необходимы е человеку.

Метания - это ациклические упражнения скоростно-силового характера. Все метания в легкой атлетике выполняются на дальность. Во время метаний происходит энергичная и согласованная работа мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук, при этом движения метателя производятся максимально быстро. Занятия метанием способствуют развитию таких качеств. Как сила и быстрота, координация движений, воспитывает трудолюбие и силу воли.

просмотров