Фигурное катание и его виды. Фигурное катание Фигурное катание краткое описание вида спорта

Фигурное катание и его виды. Фигурное катание Фигурное катание краткое описание вида спорта

Фигу́рное ката́ние — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 год среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира,чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание,спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

История фигурного катания в России

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 годув состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

Виды фигурного катания:

Женское одиночное фигурное катание.

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки,подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы на льду.

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки,выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.

В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.

Современная программа официальных соревнований включает 3 танца: обязательный, оригинальный и произвольный.

Синхронное фигурное катание.

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение.

Все требования к программам (Общие Правила, Специальные Правила и Технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания.

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.

Шаги в фигурном катании.

Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.

По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.

Спирали .

Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).

Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.

Вращения в фигурном катании.

Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.

Различают вращения стоя (напр.«заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела).

Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.


Прыжки в фигурном катании.

Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.

Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.

Фигурное катание как физкультура.

Мы привыкли видеть по телевизору «спорт высших достижений», в который дети зачастую входят ещё дошкольниками, а 30-летний спортсмен считается ветераном. Впрочем, коньки — хорошая физкультура и для более старших возрастов. Как писал ещё М. Хвостов в 1926 году, освоившемуся на коньках, но не желающему бесцельно «наматывать круги», остаётся не такой и большой выбор: бег на скорость, хоккей и отработка приёмов фигурного катания. Бег и хоккей интересны не всем — поэтому находится немало людей, увлекающихся фигурным катанием (зачастую на хоккейных коньках).

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания — например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца ). Одиночников обычно делят на пять-шесть групп, пары — на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры — два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины — например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) илиобязательные фигуры.

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние «коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга

Изобретение коньков (доисторические времена)

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние « коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды ещё не годились.

Зарождение (XVI—XIX век)

Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа , а не из кости . По данным исследований, впервые это произошло в Голландии , в XII — XIV веке . Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» (1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны .

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду , где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго , и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона . Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (в другой транскрипции Гейнц; 1840 — 1875 ), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и « волчки » на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу. Гастроли прошли «на ура», Николай Александрович Панин-Коломенкин писал:

Первые чемпионаты (конец XIX века)

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования», так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев .

На следующий год в 1891 году в Гамбурге , состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг ).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896 -ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс , Германская империя ). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов , 2-е — Николай Панин-Коломенкин ).

Достоверно неизвестно, кто впервые снабдил фигурные коньки зубцом. Коньки Хейнза имели закруглённый носок (подобные коньки были известны в СССР под названием «снегурки»), у Сальхова зубец был, а в коньках системы Панина был острый упор, напоминающий иглу циркуля.

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников , женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс .

Развитие (1900—1960)

Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария ). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Очевидно, парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге . Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.

Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — её произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет . Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер .

В парном же катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками , не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнёров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты».

До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов.

Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы . В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года .

Расцвет (1960—2000)

В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе . Это положило конец доминированию США в фигурном катании.

Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман . Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира (1962 — 1965 ).

С появлением телевидения возник такой парадокс. Обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу . Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60% очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики» (этим известна, например, Беатрис Шуба ). В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50%. В 1972 году добавилась короткая программа , дававшая 20%. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно.

Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса ; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приёмом стали тройные прыжки и выбросы . В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп .

Практически весь пьедестал почёта в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова — Протопопов , Роднина — Уланов / Зайцев , Валова — Васильев , Гордеева —Гриньков , Бережная —Сихарулидзе … В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова — Горшков , Линичук —Карпоносов и Бестемьянова — Букин принесли советской стране много первых мест.

В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер (ГДР ), давшая таких спортсменок, как Зайферт , Пётч и Витт . В 1990-е на время вернули свои позиции США . Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон , Орсер , Бойтано , Браунинг , Стойко . В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину , подготовившему таких спортсменов, как Урманов , Ягудин и Плющенко .

Современность (2000 — настоящее время)

По мнению арбитра С. Бьянкетти , время таких программ, как « Чаплин » Бережной —Сихарулидзе , к сожалению, прошло.

Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002 (Солт-Лейк-Сити ). Это стало толчком к появлению Новой судейской системы . Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец « подсечкам » через весь каток; даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов . С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков.

Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды , большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась .

В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко , Стефан Ламбьель и Бриан Жубер . На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек . В женском — Ирина Слуцкая , Мики Андо , Ким Ён А и Мао Асада . В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина — Маринин ; также можно отметить китайцев Пан Цин — Тун Цзянь , Шэнь Сюэ —Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко —Шолковы . Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка — Костомаров .

Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась , ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.


Ситуация в СССР и России

Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I . Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году . Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

Когда закончилась революционная разруха, фигурное катание снова начало набирать силу — правда, в изоляции от остального мира. В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович , затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52).

В 1960-е годы — после полувекового перерыва — Россия снова появилась на мировой арене. Первыми вписали свои имена в анналы истории Людмила Белоусова и Олег Протопопов . Впрочем, советские книги предпочитают умалчивать об их заслугах — в 1979 году они стали « невозвращенцами ». Ирина Роднина (с двумя разными партнёрами) повторила достижение Хени , став 10-кратной чемпионкой мира и 3-кратной олимпийской чемпионкой.

Конец XX века прошёл под полным доминированием СССР и России в фигурном катании. В парном катании Россия вообще была вне конкуренции, получив «золото» во всех Олимпийских играх с 1964 до 2006 г. Впрочем, имея огромное преимущество над остальными в парном и танцевальном катании и сильных мужчин, СССР так и не выиграл ни одной золотой медали в женском катании. Ближе всех пришла к заветному титулу Кира Иванова (серебро в чемпионате мира, бронза на Олимпийских играх). Уже в постсоветской России женский чемпионат мира выиграли Синхронное фигурное катание — новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия , но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание — очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году

История фигурного катания

С давних времен фигурное катание было популярным видом отдыха. Катали обычно на замерзших реках, озерах, прудах. Во второй половине XIX века в таких крупнейших городах России, как Петербург, Москва, Нижний Новгород, Саратов, Воронеж, для этих целей стали огораживать площадки и специально заливать их. Первый такой каток появился в Петербурге в 1865 г. Под него приспособили пруды Юсупова сада (ныне сад Октябрьского района). Именно там систематически стали заниматься фигурным катанием на коньках первые русские спортсмены, объединившиеся в 1877 в Петербургское общество любителей бега на коньках.

В 1890 г. на льду Юсупова сада был разыгран первый неофициальный чемпионат мира, в котором приняли участие сильнейшие фигуристы России, США, Австрии, Германии, Швеции. Во всех разделах катания сильнейшим был А.П. Лебедев. Катание этого выдающегося русского спортсмена отличалось высокой техникой, точностью движений, удивительным изяществом.

Выступления А.П.Лебедева, его педагогическая и общественная деятельность оказали влияние на формирование так называемого международного стиля катания. В развитие фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции, Германии, Англии и США. Организационно он оформился в 1892 г. , был создан Международный союз конькобежцев (ИСУ). Тогда же на конгрессе ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.

В 1896 г. ИСУ решил проводить первенства мира. Право организовать первые соревнования на столь высоком уровне было предоставлено Петербургскому обществу любителей бега на коньках. Соревнования состоялись на льду Юсупова сада. На старт вышли бронзовый призер чемпионата Европы немец Г. Фукс, «юсуповцы» Г. Сандерс и Н. Подусков. Победителем стал Г. Фукс, Г. Сандерс и Н. Подусков проиграли и в «школе», и в произвольном катании. Г. Сандерс оказался первым в исполнении спиральных фигур — особом разделе фигурного катания. Его фигуры считали самыми красивыми и самыми сложными.

Чемпионат мира 1896 г. стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжал Панин, опираясь на традиции, заложенные А.П. Лебедевым. Систематическая и упорная работа вскоре дала свои плоды. Сам Панин участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках и в 1901 г. сменил на пьедестале почета первого русского чемпиона А.Н. Паншина, завоевавшего этот титул в 1897—1900 гг. Победитель отлично выполнил школьные фигуры, в произвольном катании продемонстрировал высокое художественное мастерство, пластику. Его манера катания во многом напоминала манеру «дедушки русских фигуристов» А.П. Лебедева. Панин завоевывал титул чемпиона России и в 1902 , и в 1903 гг . О нем заговорили за рубежом.

В 1903 г. праздновалось 200-летие Петербурга и комитет Международного союза конькобежцев поручил Петербургскому обществу любителей бега на коньках провести розыгрыш очередного первенства мира. На катке Юсупова сада создали школу фигуристов. Из Австрии был приглашен известный тренер В. Зейберт. Под его руководством и тренировались Н.А. Панин, Ф.И. Даттин, К.А. Олло и другие петербургские фигуристы.

Чемпионат мира 1903 г. собрал сильный состав участников. Приехал двукратный чемпион мира швед У. Сальхов, экс-чемпион мира немец Г. Фукс, чемпион Австрии М. Богач и чемпион Германии Э. Лассан. От России был заявлен Н.А. Панин. Первое место тогда занял У. Сальхов, второе — Н.А. Панин.

Еще трижды Н. Панин был чемпионом России, неоднократно занимал высокие места на чемпионатах Европы и мира. В 1908 г. он решил прекратить выступать и посвятить себя тренерской работе. И все же ему пришлось выйти на лед. В феврале в соревнованиях на приз А.Н. Паншина на льду Юсупова сада он вступил в единоборство с семикратным чемпионом мира У. Сальховым. В общем зачете Н. Панин опередил прославленного фигуриста и занял первое место.

Судьба свела их снова в том же году в Лондоне на IV Олимпийских играх. Из-за нечеткого судейства обязательных упражнений Н.А. Панину пришлось отказаться от произвольного катания. В соревнованиях по специальным фигурам он продемонстрировал изумительное мастерство, безукоризненно выполнил все изобретенные им рисунки на льду и стал первым русским олимпийским чемпионом.

После Олимпийских игр Н.А. Панин переключился на педагогическую и тренерскую деятельность. Вскоре и его ученики добились больших успехов: К.А. Олло выиграл первенство России в 1910, 1911, 1912 гг.; К.Г. Цезар побеждала на всех чемпионатах страны с 1911 по 1915 г.

Серьезного успеха добились «юсуповцы» и на первенстве Европы 1911 г. , которое разыгрывалось на их льду. К.А. Олло занял тогда второе место. В соревнованиях среди женщин К.Г. Цезар была второй, Л.П. Попова — третьей.

Петербург явился одним из центров формирования международного стиля фигурного катания. Успех самобытного катания А.П. Лебедева, первая в России золотая олимпийская медаль Н.А. Панина и успехи группы фигуристов, ставших тренерами после Великой Октябрьской социалистической революции, таковы основные вехи в развитии катания того времени.

Важно отметить появление в 1910 г. труда Н.А. Панина «Фигурное катание на коньках (международный стиль)», в котором автор обобщил материал, накопившийся к концу первого десятилетия XX века в области техники и методики фигурного катания. Эта работа заложила фундамент теории фигурного катания.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила дальнейшее развитие фигурного катания как части физической культуры страны. В общем строю фигурное катание проделало сложный путь развития, став одним из самых массовых видов спорта.

В первые годы после победы Великого Октября вся работа по физической культуре и спорту была подчинена главной задаче подготовке воинов для фронтов гражданской войны. Но и в грозное время, по свидетельству Н.А. Панина, любители фигурного катания находили возможность выделять время для занятий.

В 1920 г. были организованы первые соревнования по фигурному катанию иа катке ипподрома Семеновского плаца.

В 1923—1924 гг. состоялись показательные выступления фигуристов на катке Юсупова сада. В них участвовали Л.П. Попов К.Г. Цезар, А.Д. Конопатова, И.И. Богоявленский.

В 1926 г. в Ленинграде и Москве были созданы секции фигурного катания, появились новые площадки для фигуристов. Особую роль в развитии этого вида спорта сыграла школа фигурного катания — так называемая Семинария инструкторов фигурного катания.

Имена таких фигуристов, как Ю. Зельдович, И. Богоявленскнй, П. Чернышев, М. Петрова, Е. Оборина, А. Быковская, Т. Кузнецова, М. Станкевич, Р. и А. Гандельсман, были широко известны в довоенные годы.

После Великой Отечественной войны стали активно работать секции добровольных спортивных обществ «Динамо», «Спартак: ДСО профсоюзов в Москве, Ленинграде и Таллине. Была организована группа специализации по фигурному катанию в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (Ленинград). Появилась талантливая группа фигуристов, осваивавшая все более сложные программы, особенно в парном катании.
Чемпионами страны в эти годы среди женщин были В. Падури, Ю. Николаева, Н. Картавенко, Т. Лихарева, у мужчин И. Митрущенков, В. Захаров, И. Персианцев, в парном катании - Т. Гранаткина и А. Толмачев, М. Гранаткииа и В. Захаров, М. Беленькая и И. Москвин.

В 50-х гг. уже накопился известный опыт тренировочной работы особенно в парном катании. У советских фигуристов появилась возможность попробовать свои силы на международной арене.

В 1956 г. советские фигуристы впервые вышли на европейский лед, но первый большой успех был достигнут в Братиславе в 1958 г. — Н. и С. Жук завоевали первые медали и сразу же серебряного достоинства! Другая советская пара — Л. Белоусова и О. Протопопов продемонстрировала лиричную, полную изящества программу и заняла 10-е место. Впервые участвуя в том же году первенстве мира в Париже, Н. и С. Жук заняли 8-е, а Л. Белоусова и О. Протопопов 13-е место. Хорошей школой для советских фигуристов явилось их участие VIII Олимпийских играх в Скво-Вэлли в 1960 г. Наша первая пара — Н. и С. Жук заняла 6-е место, Л. Белоусова и О. Протопопов — 9-е.

В эти годы в числе сильнейших фигуристов страны были: Богданова, Е. Осипова (Чайковская), Т. Лихарева, Т. Немцова, Т. Братусь (Москвина), Л. Михайлов, В. Мешков и А. Веденин, Л. Герасимова и Ю. Киселев.

Настоящим триумфом советской школы фигурного катания явились IX Олимпийские игры, где Л. Белоусова и О. Протопопов завоевали золотые медали, а юные дебютанты Олимпиады — Т. Жук и А. Гаврилов заняли 5-е место.

Имена наших фигуристов И. Родниной и А. Уланова, а затем и Зайцева, Т. Москвиной и А. Мишина, Т. Жук и А. Горелика, Смирновой и А. Сурайкина, Т. Карелиной и Г. Проскурина в парном катании, И. Гришковой и В. Рыжкина, Л. Пахомовой и Горшкова в танцах на льду, С. Четверухина в одиночном катании прочно вошли в списки сильнейших мира.

Строительство закрытых ледяных площадок, необычайно расширившаяся география фигурного катания, широкая информация по телевидению и в кино содействовали большой популярности вcex видов фигурного катания. Наряду с массовостью в настоящее время весьма возросло мастерство фигуристов. Независимость от погодных условий помогла значительно интенсифицировать процесс обучения, больше времени отводить творческим поискам. Современная звукозапись, творческие контакты тренера и хореографа позволили повысить музыкальную и хореографическую культуру занятий, сыграли важнейшую роль в росте мастерства фигуристов.

Особая роль в этом процессе принадлежит тренерам С. Жуку, Е. Чайковской, И. Москвину и другим.

К популяризации фигурного катания в России, как и многих других видов физических упражнений, имеет самое непосредственное отношение Пётр I. Именно Пётр Алексеевич привез из Европы коньки. По некоторым сведениям Пётр сам разработал способ крепления коньков к сапогам, создав первую модель современного спортивного инвентаря. Русское название «конёк» возникло из конструктивной особенности древних деревянных «бегунков», передняя часть которых украшалась конской головой.

Первый учебник по фигурному катанию в России «Зимние забавы и искусство бега на коньках» вышел в Санкт-Петербурге в 1838 году. Его автором был преподаватель гимнастики Г.М. Паули.

В 1865 году в Юсуповском саду Санкт-Петербурга был открыт общественный каток. Самый благоустроенный каток в России стал крупнейшим центром подготовки фигуристов. Там же 5 марта 1878 года состоялись первые российские состязания, положившие начало фигурному катанию в России как вида спорта.

Значительный вклад в развитие фигурного катания в России внесло «Петербургское общество любителей бега на коньках», основанное в 1877 году. Усилия, направленные обществом на «правильное развитие искусства катания на коньках как спорта», были оценены не только в России.

В 1890 году на международные соревнования, организованные петербуржцами и посвящённые 25-летию катка в Юсуповском саду, приехали лучшие фигуристы Америки, Англии, Австрии, Голландии, Германии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев.

Успешное проведение соревнований в Санкт-Петербурге ускорило организацию регулярных чемпионатов мира и Европы. В 1892 году был создан Международный союз конькобежцев (ISU).

Первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании состоялся в 1891 году в Гамбурге (победил немецкий фигурист О. Улиг), первый чемпионат мира - в 1896-ом в Санкт-Петербурге (Г. Фухс, Германия).

В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место - швед У. Сальхов, 2-е - Н.А. Панин-Коломенкин).

Александр Никитич Паншин стал первым чемпионом России в одиночном катании. Начав заниматься фигурным катанием в 39 (!) лет уникальный спортсмен сохранял за собой чемпионский титул с 1897 по 1900 год. Впервые первенство России в женском одиночном катании было разыграно в 1911 году. Чемпионский титул завоевала Ксения Цезар.

Первый чемпионат мира в женском одиночном катании состоялся в 1906 году в Давосе, а в парном катании - в 1908 году в Санкт-Петербурге.

С 1930 года проводятся чемпионаты Европы в женском одиночном и парном катании.

Чемпионат Европы в спортивных танцах на льду разыгрывается с 1954 года, чемпионат мира - с 1952-го.

В 1924, 1927, 1928, 1933 годах в СССР проводились всесоюзные турниры. Победителями первого всесоюзного турнира в 1924 году стали москвичи Ю. Зельдович и Н. Быковская.

После создания в 1936 году Всесоюзной секции фигурного катания на коньках чемпионаты СССР стали проводиться регулярно.

Лидерами советского фигурного катания довоенных лет были Р. и А. Гандельсман, П. Чернышёв, П. Орлов, Р. Новожилова, С. Глязер, К. Лихарев, Т. Гранаткина (Толмачёва), которые впоследствии в качестве тренеров внесли значительный вклад в развитие отечественного фигурного катания.

Из стен ведущих спортивных и творческих вузов Советского Союза - Ленинградского дважды дважды ордена Ленина института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры, Государственного института театрального искусства имени Луначарского - вышла плеяда талантливых тренеров, специалистов высочайшего класса, усилиями которых была создана непобедимая школа отечественного фигурного катания: С.А. Жук, И.Б. Москвин, Т.Н. Москвина, А.Н. Мишин, Т.А. Тарасова, Н.И. Дубова, Е.А. Чайковская. Традиции отечественной тренерской школы фигурного катания успешно продолжают Н.В. Линичук, Г.М. Карпоносов, Н.А Морозов, А.В. Жулин, Е.Г. Буянова (Водорезова), А.Е. Урманов, О.Б. Казакова.

С 1983 года разыгрывается Кубок мира по синхронному катанию на коньках, а с 2000 года - чемпионат мира. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции.

Российская команда выигрывала Кубок Франции (дважды), Кубок Хорватии, Кубок Санкт-Петербурга. Лучший результат нашей команды на чемпионатах мира - 5 место в 2006 году (команда «Парадиз» - Санкт-Петербург). На Зимней Универсиаде 2007 года в Турине российская сборная заняла 3 место.

Наибольших успехов в чемпионатах России в разных возрастных категориях добивались команды «Парадиз» (Санкт-Петербург) и «Спартак-Юность» из Екатеринбурга.

Соревнования по фигурному катанию впервые были включены в олимпийскую программу Игр IV Олимпиады 1908 года и VII Олимпиады 1920 года, так называемых «летних» игр. На Играх IV Олимпиады в Лондоне спортсмены уже соревновались на искусственном льду. Именно в Англии в 1876 году по проекту Д. Пиктэ был построен первый каток с искусственным льдом. Первым российским олимпийским чемпионом в мужском одиночном катании (да и в истории российского спорта в целом) стал Н.А. Панин-Коломенкин на Играх IV Олимпиады 1908 года в Лондоне (Николай Коломенкин выступал под псевдонимом «Панин»).

В соревнованиях на лучшее исполнение специальных фигур (по выбору исполнителя) русский фигурист был недосягаем. Его основной конкурент швед Ульрих Сальхов, наблюдавший за безукоризненным выступлением Николая Панина, снялся с этого вида соревнований, понимая, что не сможет превзойти русского фигуриста.

В остальных видах олимпийской программы фигуристов 1908 года победу одержали: в женском одиночном катании - Медж Сайерс (Великобритания), мужском - Ульрих Сальхов (Швеция), в парном катании - Анна Хюблер и Генрих Бюргер (Германия).

С 1924 года фигурное катание входит в программу Олимпийских зимних игр. В 1976 году олимпийскую программу по фигурному катанию дополнили танцы на льду. Советская фигуристка Ирина Роднина входит в тройку выдающихся фигуристов мира, завоевавших наибольшее количество золотых олимпийских медалей: Гиллис Графстрём (Швеция) - обладатель 3 золотых и 1 серебряной медалей, трехкратные олимпийские чемпионки Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (СССР). Первыми отечественными олимпийскими чемпионами в парном катании стали Людмила Белоусова и Олег Протопопов на IX Олимпийских зимних играх 1964 года в Инсбруке.

Первое олимпийское «золото» танцев на льду в российской и мировой истории принадлежит советским спортсменам Людмиле Пахомовой и Александру Горшкову (XII Олимпийские зимние игры 1976 года в Инсбруке). Наивысший олимпийский результат среди российских фигуристок в одиночном катании показала Ирина Слуцкая, завоевав серебряную медаль на XIX Олимпийских зимних играх 2002 года в Солт-Лейк-Сити.


Фигурное катание
Фигурное катание - зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку.
Относится к сложнокоординационным видам спорта.
В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.
Руководит фигурным катанием - Международный союз конькобежного спорта (ИСУ) был основан в 1892 году и объединяет более 60 национальных федераций.

Фигуристы 1908 года Фигуристы 1980 года (Ирина Роднина с Александром Зайцевым)
Часто фигуристы принимают участие в различных шоу, на которых их мастерство оценивают не судьи, а зрители.

Фигурное катание на Олимпийских играх

История

Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.
Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.
Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 год). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.
Впервые сведения о соревнованиях по катанию на железных коньках с деревянными лезвиями появились в Англии к 1763 г. Эти соревнования проводились в середине XIII века в Нидерландах. Позднее скоростные забеги на коньках проводились в районе Фенс в южно-центральной части Англии в первой половине XIX века. Эти соревнования проводились довольно регулярно, если позволяли погодные условия.
Первое международное соревнование по фигурному катанию было организовано ледовым Клубом Вены, основанным в 1867 г., и проведено в Австрии (Вене) в 1882 г. Победил на этих соревнованиях Леопольд Фрейн из Австрии. 2-е место занял Эдуард Энгельман, также из Австрии, а 3-е место - легендарный Аксель Паульсен из Норвегии, который исполнил в качестве специальной фигуры свой знаменитый прыжок, получивший его имя и прославивший его. Успех венских фигуристов объснялся тем фактом, что три члена венского ледового Клуба: Карл Корпер, Деметр Диамантиди и Макс Вирт систематически совершенствовали фигуры, заимствуя опыт и знания у Джаксона Хейнца и затем опубликовали их в книге "Следы на льду", которую можно считать одной из самых ранних публикаций по фигурному катанию на коньках.
Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.
Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.
Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.
Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.
Русское фигурное катание, как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.
Развитие фигурного катания в период 1870-1880 гг. вызвало необходимость создания национальных ассоциаций: среди первых можно считать ассоциации Великобритании в 1879 г., в Нидерландах в 1882 г., в Канаде в 1887 г. и объединенной ассоциации Германии-Австрии в 1888 г.. Ассоциации и клубы организовывали международные соревнования, чемпионаты мира и Европы, однако в тот период не было определенных правил и программы соревнований. В связи с этим в 1892 г. по инициативе немецкой ассоциации была организована встреча представителей всех стран, заинтересованных в международных соревнованиях по катанию на коньках, которая состоялась в июле в Шевенингене. Это был первый Международный конгресс, в котором приняли участие три национальные ассоциации и два клуба из Нидерландов, Великобритании, Германии-Австрии, Швеции и Венгрии. На этом Конгрессе были разработаны и приняты твердые правила для соревнований по скоростному катанию на коньках. В отношении фигурного катания Конгресс не придпринял действий, чтобы принять конкретные правила, а лишь только назначил комитет из представителей Германо-австрийской ассоциации (О. Бон), Венгрии (Л. Штулер) и Швеции (В. Болк), которому было поручено разработать правила и привести в соответствие таблицу обязательных фигур. С этого момента все чемпионаты и международные соревнования стали проводиться под эгидой ИСУ - Международного союза конькобежцев.
В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.
Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.
В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои элементы, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Правила и элементы

Фигурное катание включает одиночное (мужчины и женщины), парное катание и спортивные танцы. Олимпийские соревнования в одиночном и парном катании проводятся с 1908 года. В каждом виде соревнований страна может заявить одного участника или пару; страна, спортсмены которой в предолимпийском году заняли в данном виде 1-5 места на чемпионате мира, может быть представлена тремя участниками (парами), 6-10 – двумя участниками (парами). Выступления оцениваются по шестибалльной системе: в короткой программе оценивается техника восьми предписанных элементов и представленная программа; в произвольной программе - техника и артистичность; в произвольном танце – техническое мастерство и художественное впечатление. Место каждого участника (пары) определяется абсолютным большинством судей (нечетное число).

Короткая программа

Короткая программа - это своеобразная проверка уровня технической, тактической, морально-волевой подготовленности, умения фигуристов в сравнительно жестких рамках обязательного комплекса элементов раскрыть свои творческие возможности. Короткая программа в парном катании была введена на чемпионате Европы 1963 года. В последующие годы она изменялась и совершенствовалась, отражая ход развития парного катания.
При составлении короткой программы и, особенно, при ее исполнении перед фигуристами встает целый ряд специфических трудностей.
Трудность психологического порядка заключается в том, что именно с короткой программы спортсмены начинают соревнования. Поэтому от того, как пара проявит себя в первом туре, во многом зависит окончательный результат выступления. Трудность другого порядка связана со значимостью каждого элемента. Срыв или ошибка при выполнении одного из них хотя бы одним из партнеров ведет к значительному снижению оценок. Это обстоятельство оказывает дополнительное психологическое воздействие на фигуристов и одновременно повышает требования к технической и морально-волевой подготовке пары.
В короткой программе все пары исполняют одинаковые элементы. Если в произвольной программе можно блеснуть сложным прыжком, оригинальной поддержкой, спиралью, вращением и т, п., то в короткой программе решающим являются высокая культура катания, законченность композиции, отличная техника, точность и синхронность исполнения, высокий темп движений и скорость скольжения, органическая связь движений с музыкой, оригинальность соединительных шагов и т. п.
Очень важно умение спортсменов по-своему увидеть стандартные элементы короткой программы и придать их исполнению индивидуальную окраску в соответствии с характером музыки и стилем катания пары. Вот почему короткая программа заставляет фигуристов искать свой стиль, свою манеру катания, нюансы в исполнении каждого элемента.
На конгрессе ИСУ летом 1980 г. была принята новая система подсчета результатов фигуристов. Особенностью этой системы является использование коэффициентов. Основным теперь является место, занятое спортсменом в каждом виде программы с учетом коэффициентов в процентном отношении. Коэффициент для обязательных фигур - 0,6, для короткой программы - 0,4, для произвольной-1. Место, полученное фигуристом в каждом виде троеборья, умножается на соответствующий коэффициент. Сумма, полученная в итоге, и определяет окончательный результат фигуриста в соревновании.

Обязательные элементы

В обязательную программу входит 17 фигур: круг, параграф, тройка, двукратная тройка, петля, скобка, крюк, выкрюк, восьмерка, параграф с тройками, параграф с двукратными тройками, параграф с петлями, параграф со скобками, восьмерка с тройкой, восьмерка с двукратной тройкой, восьмерка с петлями,восьмерка со скобкой (см. таблицу).
Обязательные фигуры имеют воображаемые продольную, поперечную и вспомогательные оси. Эти оси делят рисунок фигуры на равные и симметричные части.
Международными правилами судейства установлено определенное начертание каждой фигуры в целом и отдельных ее элементов. Геометрические особенности, или признаки рисунка целой фигуры, составляют так называемую макрогеометрию, а геометрические признаки ее микроэлементов - микрогеометрию.
Эти понятия следует строго различать. Макрогеометрия фигуры позволяет судить об уровне зрительной ориентации и мастерстве управления телом на ограниченном участке льда. Микрогеометрия следа характеризует мастерство балансирования на коньке во время выполнения отдельных элементов данного упражнения.

Элементы одиночного катания, произвольная программа

Произвольных упражнений, которые выполняют фигуристы - вращения, прыжки, прыжки во вращение, спирали, циркули.

Вращения

Пируэты. В произвольной программе фигуристы выполняют обычно пируэты с определенного захода, иногда они это делают без захода, прямо с дуги. От захода на пируэт во многом зависит и выполнение самого пируэта и впечатление от целой комбинации.
Техника выполнения верхних пируэтов чрезвычайно разнообразна. Здесь большой простор для творчества фигуриста.
Заклоны - разновидность верхних пируэтов. Их выполняют преимущественно женщины. Как в пируэте стоя, так и в заклоне можно принять различные позы. Заход и центровка оси вращения здесь аналогичны обыкновенным верхним пируэтам.
Приступая к разучиванию того или иного заклона, необходимо предварительно освоить его в зале и только после этого переходить на лед.
Либелы - вращения в ласточке. Техника его выполнения отлична от техники въезда в обычный пируэт. При сгибании опорной ноги центр равновесия тела переносится на зубец конька, а верхний пояс резко поворачивают в сторону вращения, принимая горизонтальное положение. Центровка зубцом конька должна быть мгновенной. Как только найдена ось вращения, центр равновесия тела перемещается на переднюю часть лезвия. При этом опорная нога выпрямляется, а корпус принимает горизонтальное положение.
Волчки - нижние пируэты. Вращение в волчке.выполнить значительно проще, чем вращение в либеле. В нижних вращениях легче удерживать равновесие, так как ОЦТ тела находится очень близко от опоры. И несмотря на это, волчок выполняют де всегда хорошо: часто теряют центровку оси вращения.
Переход из волчка в верхнее вращение необходимо выполнять постепенно, без рывков, не нарушая устойчивости вращения. Выпрямляя опорную ногу, нужно следить за тем, чтобы точка опоры находилась на передней части конька.

Прыжки во вращении

Прыжки во вращение очень оживляют программу фигуристов. Высокие, мощные, с большой скоростью вращения и многооборотные прыжки всегда встречают горячее одобрение зрителей. Прыжки во вращение представляют собой комбинацию прыжков и вращений, поэтому разучивать их надо с соблюдением правил выполнения как прыжков, так и вращений. Но прежде чем приступать к разучиванию этой комбинации, необходимо освоить соответствующие вращения и маховые прыжки.
Прыжок в либелу . На дуге в надо резко повернуть руки и плечи в сторону вращения, одновременно согнув колено опорной ноги. Мах свободной ногой должен быть сильным и направлен вперед-вверх. Движение свободной ногой и отталкивание опорной позволяет принять положение лицом и грудью ко льду. При наклоне опорная нога поднимается до уровня свободной и фигурист переходит в безопорное положение. В момент опускания свободной ноги опорная нога продолжает круговой мах, а плечи поворачиваются под некоторым углом ко льду. Коснувшись льда зубцом конька, переносят центр тяжести на переднюю часть конька, не меняя позиции тела. При правильном выполнении прыжка фигурист совершает не менее 4-5 полных оборотов на льду. Надо помнить, что недостаточный горизонтальный наклон тела в прыжке в либелу нарушает устойчивость вращения и затрудняет приземление.
Либелу.со сменой ноги можно выполнить и без прыжка, обычной подстановкой свободной ноги рядом с опорной. Этот элемент значительно проще либелы со сменой ноги в прыжке.
Прыжок в волчок на маховую ногу . От толчка до приземления на опорную ногу техника этого элемента аналогична обычному прыжку в либелу. В момент касания льда зубцом конька тело принимает горизонтальное положение. Затем сгибают опорную ногу и переводят центр равновесия тела на переднюю часть конька, одновременно вынося вперед свободную ногу и несколько выпрямляя корпус. Прыжок заканчивается вращением в волчке.
Чинян - прыжок в волчок на толчковую ногу. На толчковой дуге с сильным махом свободной ноги и резким поворотом плеч в сторону вращения приостанавливают дальнейшее скольжение вперед. Отталкивание выполняют в конце дуги за счет резкого выпрямления опорной ноги. При этом важно, чтобы тело фигуриста двигалось вверх строго над местом отталкивания. Для того чтобы прыжок получился высоким, в одном усилии должны соединиться мах свободной ногой, толчок опорной и взмах рук вверх. Сразу же после отталкивания опорная нога подтягивается и в наивысшей точке прыжка тело принимает положение. Перед приземлением выпрямляют опорную ногу, не нарушая группировки тела, опускаются на лед на переднюю часть конька. Прыжок заканчивается вращением в волчке
Прыжок из либелы в волчок с переменой ноги . Во время вращения в ласточке фигурист сгибает опорную ногу и отталкивается ото льда. При этом необходимо резким движением повернуть верхний пояс вокруг свободной ноги. При повороте важно сохранить горизонтальное положение тела. В наивысшей точке безопорной фазы прыжка принимается. Приземление выполняется на носок опорной ноги с последующей группировкой тела в нижнее вращение.

Прыжки

Для современного стиля фигурного катания характерен высокий атлетизм, и никакие другие элементы не позволяют столь ярко подчеркнуть это качество, как прыжки. Поэтому фигуристы стараются больше включать их в свои программы.
Прыжок Акселя Паульсена (одинарный), назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.
Несмотря на то что фигуристы исполняют этот прыжок в различной манере, основа его остается неизменной. Чтобы легче было понять технику выполнения этого прыжка, расчленим его на отдельные фазы: подход, толчок, полет и приземление. Подход. Обычно перед тем как поставить опорную ногу на лед с хода вН, фигурист скользит назад-наружу. При переходе на толчковую ногу «шагом тройкой» допускают ошибку, которая мешает правильно выполнить прыжок: ставят толчковую ногу на лед передней частью конька. Фигурист теряет контроль над ребром конька и уменьшается площадь опоры, в результате этого происходит преждевременное скручивание корпуса в сторону вращения. На льду остается «рваный» и волнистый след от зубца конька, напоминающий крутую дугу. Фигурист не может уже сохранить направление толчка после перехода на толчковую ногу. На льду видно, что направление у дуги подхода и у дуги толчка разное. Все это затрудняет эффективное отталкивание.
Толчок. Толчковая дуга также имеет свой рисунок на льду. На расстоянии иногда очень трудно определить, правильно ли выполнено отталкивание, а рисунок позволяет более детально проанализировать фазу прыжка. Толчковая дуга во всех случаях, в частности и при выполнении прыжка Акселя Паульсена, должна иметь ровную кривизну. В момент отталкивания и маха свободной ногой важно сохранить скольжение на ребре конька, чтобы избежать поворота тела по ходу движения еще до отталкивания. Если при отталкивании сохранено направление тела, которое имело место до перехода на толчковую ногу, то направление силы инерции и силы толчка совпадает, что позволяет произвести сильный и высокий взлет.
Полет. Фигурист находится в воздухе доли секунды, и, конечно, трудно успеть проанализировать свои движения за это время. Тем не менее это необходимо делать, чтобы совершенствовать технику прыжка.
В полете фигурист должен сохранять вертикальное положение тела. Тяжесть тела в этот момент переносится в сторону маховой ноги, которая при приземлении окажется опорной.
При выполнении одинарного, двойного и тройного Акселя Паульсена степень группировки тела различна, и за этим необходимо следить. Ясно, что при выполнении одинарного прыжка напрягать мышцы при группировке тела надо меньше, чем при выполнении двойного и тройного Акселя Паульсена. Группировка может быть выполнена с фиксацией различных положений рук и ног, но во всех случаях нужно избегать сутулости, излишней скованности и напряжения.
Приземление. Плохо освоенная техника приземления может быть причиной срывов при выполнении прыжков. Начинается приземление в фазе полета с отведения в стороны рук и свободной ноги, чтобы замедлить вращение тела. Надо помнить, что замедлять вращение следует в полете, а не на льду. Приземление производится на слегка согнутую в колене ногу, касаясь льда зубцом конька и переходя затем на плоскость конька.
Все сказанное выше относится и к выполнению двойного Акселя Паульсена с той лишь разницей, что сила толчка, скорость скольжения и степень группировки тела в этом прыжке значительно сильнее, чем в одинарном.
Прыжок Сальхов (двойной), назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году.
Этот прыжок имеет много общего с прыжком Акселя Паульсена, разница между ними в технике отталкивания и количестве оборотов. Отталкивание происходит со скольжения по дуге нВ. Фигурист совершает в воздухе два полных оборота. Владение техникой одинарного Акселя Паульсена позволяет быстрее освоить технику двойного Сальхова. Наиболее трудные фазы в выполнении прыжка - подход и отталкивание.
Подход к прыжку, осуществляется поворотом тройкой на опорной ноге, в то время как подход к прыжку Акселя Паульсена - «шагом тройкой» со сменой ног. Очевидно, что только спецификой подхода можно объяснить то, что в Акселе Паульсене достигается такой длинный пролет, который невозможен в Сальхове.
Значительную ошибку допускают фигуристы, преждевременно начиная вращать тело. Это мешает выполнить уверенный толчок с дуги. После перехода на внутреннее ребро тело поворачивается в сторону центра описываемой дуги, чтобы не произошло скручивания его по ходу вращения раньше, чем следует. В это время выполняется подседание на опорной ноге. В момент отталкивания и маха свободной ногой основное усилие падает на середину конька. Преждевременное перемещение центра равновесия на переднюю часть конька - большая ошибка, которая встречается даже у опытных фигуристов, так как уменьшается площадь опоры и усиливается вращение тела еще до момента отталкивания.
Прыжок тройной Риттбергер (петля), назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году.
При выполнении этого прыжка, после того как набрана достаточная скорость скольжения, переходят в скольжение. Перед отталкиванием линия плеч и рук параллельна дуге скольжения. Для того чтобы подготовиться к отталкиванию, необходимо выполнить подседание на опорной ноге. Толчок начинается с разгибания опорной ноги и движения корпуса в направлении будущего вращения. Причем перед этим корпус слегка наклоняют к центру описываемой дуги. Во время отталкивания плечи вращаются быстрее бедер; свободная нога и руки двигаются в стороны-вверх. Толчок выполняется с чистого ребра. Центр тяжести размещается на средней части конька.
В полете руки приближаются к оси вращения тела., Свободная нога скрещивается спереди с опорной. Приземление происходит на переднюю часть конька с последующим переходом на среднюю. При приземлении корпус должен сохранять вертикальное положение.
Прыжок «шпагат» . Этот прыжок обычно выполняют фигуристки. Толчок производится с обеих ног: ребра опорной и носка другой ноги. После того как получена достаточная скорость скольжения, выполняется энергичный поворот, так, чтобы, развернув опорную ногу, оставить плечи в прежнем положении. После смены фронта скольжения опорная нога сгибается, а тело отклоняется несколько назад. Затем свободная нога опускается носком на лед.
Очень часто фигуристы допускают ошибку в толчке, подставляя толчковую ногу близко к опорной. Здесь отталкивание по схеме напоминает отталкивание в прыжке с шестом. В момент отталкивания начинается поворот тела в сторону прыжка. Достигнув наивысшей точки прыжка, фиксируют положение «шпагата». Приземляются, сменив положения ног, одновременно на ребро одной и носок другой ноги.
Прыжок «разножка» . Этот прыжок выполняют только мужчины. Он похож на обычный прыжок «шпагат», разница в позиции тела, которую принимает фигурист в полете. Техника подхода и отталкивания аналогичны рассмотренному выше прыжку. Перед тем как разучивать этот прыжок на льду, целесообразно в зале научиться принимать положение «разножки». Приземление такое же, как и при выполнении прыжка «шпагат».
Прыжок Флипп . Заход на прыжок начинается с тройки ВнНв. На толчковой дуге нВ необходимо следить за тем, чтобы не было излишнего наклона тела во внутрь круга. Перед толчком тело отклоняется назад и затем переводится в вертикальное положение, чтобы направление прыжка было строго вертикальным. Отталкивание выполняется с последующим поворотом тела в сторону вращения и сведением ног.
Группировка тела в полете ничем не отличается от ранее рассмотренных прыжков-Аксель Паульсена и Сальхова. Приземление такое же, как и в этих прыжках.
Прыжок наружный Лутц (двойной), назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году.
В последние годы этот прыжок стал очень популярным и по сложности оценивается выше обычного Акселя Паульсена и Сальхова.
Подход осуществляется с обычной спирали нН (длинной дуги), при движении по которой необходимо уравновесить тело и сосредоточить внимание на выполнении прыжка. Многие фигуристы недооценивают значение длинного подхода к прыжку и выполняют его с короткой дуги. Это неправильно. Прыжок наружный Лутц требует высокой скорости скольжения и сильного отталкивания. Поэтому, перед тем как встать на наружную дугу назад, следует сделать несколько шагов, чтобы получить достаточную скорость скольжения. При переходе на наружную дугу в первые секунды движения необходимо уравновесить тело, чтобы полученное ускорение не помешало устойчивости на ребре конька.
Прыжок начинается со значительного сгибания опорной ноги и отведения назад почти прямой свободной. Одновременно плечи и руки разворачиваются по направлению линии скольжения. Поворот верхнего корпуса в сторону вращения начинается еще до момента удара о лед толчковой ногой. Завершая отталкивание, группируют ноги, группировка туловища осуществляется за счет соединения рук. Приземление обычно производится назад-наружу, как и в ранее рассмотренных прыжках.
Прыжок Лутц в «шпагате». Хотя этот прыжок оборотный, но его можно рассматривать как совместную комбинацию двух прыжков: «разножки» и внутреннего одинарного Лутца. При правильном выполнении он оценивается очень высоко, как сложные двойные прыжки.
Техника подхода, толчка и приземления аналогична технике прыжка внутренний Лутц. Фаза полета в начале выполняется так же, как в прыжке «разножка», а в конце, как обычный оборот, имеющийся во многих прыжках. После чего, резко сводят ноги и одновременно поворачивают туловище в сторону вращения, принимая вертикальное положение. Разучивать этот прыжок целесообразно только после того, как хорошо освоена техника прыжка «разножка», и сначала в зале, потом на льду.
Прыжок Лутц махом. Особенность этого прыжка в том, что фигуристы выполняют его каскадом, в несколько прыжков подряд.
Подход к прыжку осуществляется с внутренней дуги тройкой вВнН. Прыжок начинается резким выпрямлением опорной ноги и поворотом туловища по направлению вращения. Вместе с туловищем поворачивают плечи и руки до отказа в том же направлении. Оттолкнувшись, группируют ноги и руки одновременно. Разгруппировка-и приземление обычные.
Прыжок Тулупп (двойной). В этом прыжке подход с тройки вВнН ничем не обличается от подхода к рассмотренному выше прыжку Лутц махом. Вместе с опорной ногой разворачивается туловище по направлению естественного вращения и широким движением отводится назад свободная нога. Резко поставив носок свободной ноги на лед, выполняют группировку туловища, сохраняя вертикальное положение. Поставив толчковую ногу на лед, приостанавливают скольжение, в то время как туловище продолжает разворачиваться в сторону вращения. Последующие фазы этого прыжка не имеют никаких особенностей в технике исполнения.
Современная gрограмма произвольного катания фигуристов старших разрядов насыщена не только прыжками и вращениями. В ней мною и других элементов, таких, как спирали, кораблики, циркули, шаги и прочие. Поэтому делать упор на разучивание одних лишь прыжков и вращений, пренебрегая остальными элементами, не следует.

Парное катание

Парное катание очень многообразно и богато по содержанию, в него Входят и элементы одиночного катания, такие, как прыжки, вращения, остановки, и специфические парные - обводки, поддержки и другие. Это дает возможность фигуристам создавать яркие, впечатляющие программы.
Значительное место в композициях пар отводится так называемому «теневому» исполнению элементов, когда фигуристы на определенном расстоянии друг от друга синхронно выполняют одни и те же движения. Обычно это разбеги, комбинации из разнообразных шагов или прыжки, вращения и т. д. При «теневом» исполнении элементов надо обращать внимание на то, чтобы при скольжении сохранялось одинаковое расстояние между исполнителями, одинаковой была скорость и все движения были синхронны, то есть чтобы ни на миг не терялось впечатление единства действий партнеров.
Ряд элементов произвольного катания партнеры выполняют совместно: парные спирали, кораблики и всевозможные позы. Эти фигуры очень зрелищны, они позволяют создать партнерам определенный образ, раскрыть внутренний смысл музыкальной фразы, придать своеобразный характер всей программе.
и т.д.................

Фигурное катание — популярный и красивый вид спорта, распространенный в России. В этой стране много снега и льда, поэтому нет ничего удивительного, в победах русской сборной. Все рассказать о фигурном катании и его происхождении, наверное, невозможно. У него долгая, богатая событиями история. Это искусство пережило много изменений.

Существует много интересных фактов о фигурном катании. Свою историю спорт начинает в эпоху Бронзового века. При археологических раскопках были найдены прототипы современных коньков. Делались они из костей животных.

Более привычное для современников, искусство появилось в XII-XIV веках на территории Голландии. Тогда, лезвия для коньков стали делать металлические. Спорт быстро нашел последователей и со временем распространился на территории США, Британии, Канады, а затем и на весь мир.

Первое общество любителей этого спорта образовалось в середине XVIII века в Эдинбурге (Британия). Это общество впервые создало первые правила проведения соревнований.

В конце XIX века, фигурное катание было признано, как спортивная дисциплина. Спустя несколько лет, было проведено первое спортивное состязание.

В начале XX века, это искусство стало частью Олимпийских игр. Разница во времени проведения, между первым и вторым соревнованием во время игр составило 12 лет. Оба раза это были летние игры. Только в 1924 году это искусство вошло в программу зимних игр.

Вначале, соревнования проводили исключительно среди мужчин, но спустя 10 лет стали проводиться и среди женщин.

История возникновения в России

Спортивную дисциплину в России ввел Петр 1. Он доставил первые прототипы современных коньков.

В конце XIX века, был открыт, для общественного использования, знаменитый каток в Юсуповском парке. С этого момента, фигурное катание перестает быть только развлечением, начинается формироваться спортивная дисциплина.

На этом катке произошел, значимый для истории спортивной дисциплины, момент. Ранее, соревнования были любительскими, но высокий уровень подготовки спортсменов, усложнение выполняемых элементов, привело к тому, что дисциплина стала приобретать профессиональный характер.

Русские спортсмены являются фаворитами в фигурном катании. Много побед было достигнуто при существовании СССР. Была сформирована русская школа фигурного катания.

Виды фигурного катания

За то время, что существует эта дисциплина, в ней произошло многочисленные изменения. Она росла, развивалась. Шли формирования школ. Так, образовались современные виды фигурного катания на коньках. Сейчас, они часть программ соревнований, чемпионатов, Олимпийских игр.

Каждый вид регламентирован. Состязания проходят в 2 этапа. Для каждого вида есть четкий перечень обязательных для выполнения элементов. Критерии оценки спортсменов разные, остается единым лишь качество исполнения движений.

Мужское и женское одиночные катания

Участник один. Он показывает спортивные элементы. Оценивается степень сложности, чистота и техника выполнения элемента. Есть и другие критерии. Судьи оценивают артистизм выступающего, эстетику, пластичность, завершенность выступления. Чем сложнее и качественнее выступление, тем больше баллов получает спортсмен.

В первый день соревнований демонстрируется короткая программа. В ней должны быть исполнены 7 обязательных элементов. Второй день — творческий. Показывается произвольная программа. В нее должны быть включены прыжки, шаги, вращения.

Парное фигурное катание

В этом виде катания, участие принимает двое: женщина и мужчина. При оценке выступления участников оценивает синхронность выполнения элементов. Спортсмены должны чувствовать друг друга и двигаться в унисон.

Есть ряд элементов характерных для этого вида. Их выполнение является главной особенностью. Соревнование проходит точно так же, как и у одиночек, в 2 этапа. Требования аналогичные.

Спортивные танцы

Участников двое. Больше внимания уделяется артистизму, зрелищности выступления.

Присутствует большое количество танцевальных шагов и позиций. Хореограф так планирует танец, чтобы спортсмены максимально много времени были вместе во время представления.

Состоит соревнование из 2 танцев: короткий танец и произвольный танец.

За время короткого танца необходимо выполнить один или два из обязательных элементов. Во время произвольной программы уделяется внимание чистоте выполняемых движений, грамотности танцевальных позиций, слаженности работы компаньонов, артистизму.

Это единственный вид соревнования, в котором может использоваться вокальная музыкальная композиция.

Синхронное фигурное катание

Выступает команда численностью 16-20 человек. В таком катании могут участвовать все, независимо от пола.

Выступающие ведут себя как единый организм, выполняя программу. Групповое фигурное катание имеет специфические элементы, характерные только для синхронного катания. Но есть и ограничения по выполнению элементов: нельзя выполнять любого вида поддержки, пересечения в виде спирали, прыжки более чем в 1 оборот.

Выступление включает 2 вида выступлений: короткую программу и показательное выступление.

Правила и снаряжение

На выступление выделяется 170 секунд. За это время, выступающий должен показать программу. Она должна соответствовать стандарту, содержать определенные движения. Сложность этих элементов определяется тренерами, хореографами и самими спортсменами.

Большое внимание уделяется катку. Лед должен быть чистым, ровный. Высокое качество льда достигается благодаря использованию специальной техники. Неровность над поверхностью льда не должна превышать 5 мм.

Стандартная площадь катка составляет 30х60м. Бортики пластиковые, подвижные.

Спортивное снаряжение очень важно. Коньки основная часть костюма, от которой зависит большая часть выступления. Фигуристы проводят в них много часов в сутки.

Часто, коньки изготавливаются на заказ. Делаются индивидуальные замеры стоп спортсменов, чтобы изготовленная обувь была удобна при носке. Ботинки шьются из толстой прочной кожи, имеют язычок. Шнуровка у ботинок высокая.

Для изготовления лезвий используют карбоновую сталь. Состоит лезвие из двух частей:

  • на носике зубцы — необходимы для толчков, выполнения некоторых элементов;
  • вогнутая бородка — нужна для максимального скольжения по льду.

Костюмы у спортсменов — яркие. С помощью них передается дух выступления, он помогает раскрыть идею программы. Шьются костюмы на заказ. Используется эластичная ткань, которая хорошо тянется. Платья шьются с короткой юбкой, брюки достаточно узко — во избежание получения случайной травмы при выступлении.
Основные элементы фигурного катания

В фигурном катании есть определенные элементы выступления. Они сложились исторически, выполнение их обязательно в коротких выступлениях. Они имеют разную степень сложности.

Шаги

Это основной элемент катания, представляет собой толчок.

Шаги используются в качестве перехода с одного элемента на другой, связывая их в единое целое. Используются для набора скорости перед прыжком.

Известно множество видов шагов. Их делят на 4 группы:

  • шаги без смены ноги, направления и ребра;
  • без смены ноги;
  • со сменой ноги;
  • со сменой ноги и направления.

Когда шаги идут следом друг за другом, это называется — «дорожкой шагов». Она является обязательной для короткого выступления.

Есть комбинации шагов. Шаги выполняются в точном порядке. Комбинации имеют названия. Популярные: «Вальсовая тройка», «Джексон», «Риттбергерная тройка».

Спирали

Представляет собой позицию, при которой спортсмен одной ногой стоит на льду, а вторая выше уровня бедра. Засчитывается, если время выполнения свыше 7 секунд. Наиболее популярное выполнение «ласточка». Имеет 4 степени сложности.

Вращения

Один из самых зрелищных элементов. Заключается во вращение спортсмена вокруг своей оси. Вращение, фигуристы выполняют из различного положения: стоя, сидя, из спирали «ласточка».

Видов у элемента много. Обычно, вращение делается против часовой стрелки. В таком случае опора на левую ногу. При вращении по часовой стрелке, опора делается на правую ногу.

Прыжки

Красочный и зрелищный элемент. Выполнение обязательно для всех дисциплин, кроме танцев на льду.

Самыми распространенными видами шагов являются:

  1. Реберные — толчок делается от ребра конька опорной ноги: сальхов, аксель, риттебергер.
  2. Зубцовые — опора при прыжке на зубец: лутц, тулуп, флип.

Сложность выполнения элемента постоянно возрастает. Сильные спортсмены выполняют прыжки с 4 оборотами. Выполнение сложного элемента дает преимущество перед соперниками.

Самый сложный в выполнении прыжок — аксель.

Как уберечься от травм

Риск получения травм во время катания — высок. Падений не избежать. В первую очередь, необходимо решить с какой целью становятся на коньки. При обучении ребенка, нужно решить с какой целью он идет в секцию: для общего развития или заниматься профессионально.

Профессиональный спорт сильно влияет на здоровье в целом: тело испытывает повышенные физические нагрузки.

Для любителей, достаточно придерживаться техники безопасности. Неопытные и только начинающие кататься, могут использовать средства защиты: наколенники, щитки на локти и запястье.

Необходимо уделять пристальное внимание конькам. Изделия должны быть наточены, не иметь следов ржавчины на лезвиях. Перед выходом на лед, шнурки необходимо плотно завязать.

Острое лезвие опасно. Не нужно выполнять, разучивать элементы катания в толпе, вблизи других людей.

Фигурное катание захватывающий, зрелищный вид спорта. Это хороший способ с пользой провести время, выполнять необходимые телу физические нагрузки. Главное — получать удовольствие как от занятий, так и от просмотра соревнований.

просмотров