Аналитическая справка «Уровень патриотизма в молодежной среде г. Тулы»

В последнее два десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, повлекшие за собой значительную социальную дифференциацию населения и потерю духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации воспитания подрастающего поколения. Поэтому актуальным является изучение специфики феномена патриотизма в среде тульской молодежи, что явилось целью конкретно-социологического исследования «Уровень патриотизма в молодежной среде г. Тулы», проведенного отделом социологических исследований МБУ «Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс» в I квартале 2016 г.
Массив опрошенных составил 465 человек. Ошибка выборки не превышает + 5,0%, что позволяет считать результаты опроса относительно надежными.
Эмпирическим объектом настоящего конкретно-социологического исследования выступали молодые люди г. Тулы в возрасте от 14 до 30 лет.
В опросе приняли участие примерно равное количество лиц мужского и женского пола (51,7% и 48,3% соответственно). Возрастной контингент респондентов представлен следующими тремя категориями: «от 14 до 19 лет» — 15,6%, «от 20 до 24 лет» — 35,5%, «от 25 до 30 лет» — 48,9%.
Большинство опрошенных не состоит в браке и не имеет детей (60,8% и 73,9% соответственно).
40,2% анкетируемых имеют высшее образование, 31,1% — незаконченное высшее, 16,1% — среднее специальное, 7,4% — среднее, и 5,2% — неполное среднее.
- В ядре жизненных ценностей молодых туляков доминируют терминальные ценности: семья, здоровье, материальное благополучие, друзья и работа.), наиболее важные для жизнедеятельности. В иерархии инструментальных ценностей патриотизм занимает лидирующую позицию.
- У абсолютного большинства опрошенных есть что-то такое, чем они как граждане России могли бы гордиться. Особое место среди предметов гордости молодых туляков занимают история родной страны (43,2%) и победа в Великой Отечественной войне(40,9%). Меньшую гордость вызывают культурное наследие(27,7%), мощь вооруженных сил(24,7%) и природные богатства Родины(17,6%).
- Более половине (55,3%) респондентов нравится жить в городе Туле. Больше всего в своем городе молодежи импонируют успешное решение вопросов благоустройства города (24,1%), эффективная организация культурного просвещения (11,4%) и большое внимание, уделяемое развитию социальной сферы (11.4%).
- У почти четверти процентов (23,2%) молодых людей, выказавших свою антипатию по поводу проживания в своем городе, наибольшее недовольство вызывают низкий уровень выплат (15,9%), высокий уровень цен (11,2%) и также проблемы благоустройства города (9,9%).
- Более половины (50,8%) анкетируемых понимают под патриотизмом прежде всего «национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу», что свидетельствует о достаточно высоком уровне этнической (национальной) идентичности молодых туляков.
- Для большинства (65,4%) участников исследования «патриотический долг» означает встать на защиту России в тяжелое для нее время, для более трети — быть законопослушным гражданином.
- Для 45,3 % анкетируемых патриот — это человек, который, прежде всего, любит свою Родину, около трети молодежи считают патриотами людей, готовых встать на защиту Отечества.
- Превалирующее большинство молодых туляков (85,3 %) полагают, что стране сегодня нужны патриоты. Примечательно, что считают себя патриотами своей страны меньшее количество респондентов.
- На формирование чувства патриотического долга у чуть менее половины респондентов наибольшее влияние оказали родители и родственники, у более трети — книги и фильмы, у менее трети — учителя на уроках. Меньше повлияли друзья, занятия по начальной военной подготовке.
- Агенты, оказавшие наибольшее влияние на формирование чувства патриотического долга у опрошенных, в первом приближении совпали с агентами, которые должны осуществлять функцию патриотического воспитания молодежи, о необходимости которого заявило превалирующее число респондентов.
- Большинство опрошенных (19,4%) как патриоты своей Родины активно отстаивают свои гражданские права и права окружающих.
- Более десяти процентов анкетируемых уехали бы за рубеж навсегда. Более трети респондентов поехали бы лишь на некоторое время (учиться, работать). Среди причин, способных побудить молодежь жить в другой стране, лидирующую позицию занимает высокий уровень жизни за рубежом.
- 23,2% не готовы уехать за границу, надеясь, что в России станет лучше, 13,2 % предпочитают жить на Родине даже при плохом развитии событий.
Добавить комментарий